Это рассказ о том, как встретились умирающая промышленность советской эпохи и стареющие байкеры Соединенных Штатов, и обрели свое счастье на дорогах Америки.
Все началось с вопросов жизни и смерти, которые встали перед Ирбитским мотозаводом, десятилетиями штамповавшим свои коронные «Уралы» с коляской, но обнаружившим, что его бизнес дает сбои, как многие другие постсоветские предприятия.
Ирбит обрел спасение в нетипичной рыночной нише: американские ездоки старшего возраста, ищущие практичности, а не волнений. Внезапно мотоцикл с коляской, казавшийся анахронизмом из кинохроник Второй мировой, зажил новой жизнью.
В 90-х годах компания переключилась на продажи за границей, и сегодня, несмотря на глубокие российские корни в качестве поставщика Красной Армии, завод отправляет 60% продукции в США.
Для целевого покупателя мужского пола появилась новая возможность брать с собой спутницу: вместо езды на одном сиденье супруга или девушка может сидеть сбоку в коляске, держа собаку или покупки.
ИМЗ и его дилеры утверждают, что байкеры старшего поколения представляют собой их основной рынок, но колясочные мотоциклы начинают интересовать и молодое поколение ездоков – пары, которые находят их ретро-облик привлекательным.
«В Советском Союзе наш мотоцикл был рабочей лошадкой», – говорит Владимир Курмачев, директор ИМЗ. – «Теперь это дорогая игрушка».
Дэвид Райх из Орегона, пенсионер, бывший плотник, в прошлом году приобрел белый « Урал-Патруль».
«Это то, чем мы можем наслаждаться вместе с женой», – рассказал он в телефонном интервью. Супруги собирались купить два мотоцикла, но остановились на мотоцикле с коляской, поэтому Джин, жене Дэвида, не нужно получать права. Также они могут общаться во время поездок.
«Я веселюсь по полной!», – написала в письме Джин Райх. – «Мне нравится ехать в нескольких дюймах над дорогой и ничего не делать, только осматривать виды».
Петер тер Хорст, представитель Американской ассоциации мотоциклистов, рассказал, что средний возраст 230 тысяч ее членов – 48 лет. «Вы увидите, что они перейдут на мотоциклы с коляской, когда сила и координация начнут слабеть», – сказал он.
«Пожилые пары говорят, что ездить на одном сиденье просто неудобно», – рассказал Курмачев во время прогулки по цеху, где коляски полируют, красят и устанавливают почти на каждый мотоцикл.
Ирбитский мотозавод утверждает, что является единственным производителем в мире, который продает мотоциклы с коляской в стандарте большими партиями. Некоторые дилеры BMW и Harley-Davidson предлагали коляску в качестве опции, но Harley прекращает производство колясок.
Хотя колясочные мотоциклы и популярны среди некоторых ездоков, они все еще занимают лишь небольшую долю рынка мотоциклов в Соединенных Штатах, рассказал Тай ван Хойдонк, представитель американской отраслевой группы Motorcycle Industry Council. Изготовители не раскрывают данных о продажах, заявил он.
Ирбитский завод расположен на окраине дряхлого города на восточной стороне Уральских гор, с деревянными домами и изрезанными колеями грунтовыми дорогами и памятником Ленину, сохранившимся на центральной площади. Завод функционирует, но объем производства значительно снизился по сравнению с 70-ми годами – временем расцвета, когда завод выпускал до 130 тысяч мотоциклов в год. Конвейерные линии закрыты. Теперь мотоциклы собираются вручную.
Поездка в коляске может быть как бодрящей, так и ужасающей – для тех, кто не привык к этим ощущениям. Коляска, расположенная низко над землей, норовит подняться в воздух на правых поворотах. На таком мотоцикле разрешено ездить в любом из 50-ти американских штатов. Но так как все трехколесное устройство по закону считается мотоциклом, пристегиваться не обязательно, и ремень безопасности не входит в комплектацию. С ростом продаж в США ИМЗ начал рассматривать возможность оборудовать коляску подушкой безопасности.
«Урал» – это тяжелый мотоцикл мощностью 40 л.с., с двумя цилиндрами, выступающими по бокам рамы. Он смоделирован по подобию колясочного мотоцикла BMW конца 30-х годов – R71, который нацистская Германия поставляла Советскому Союзу после того, как страны в 1939 году заключили пакт о ненападении. Когда нацисты нарушили пакт и вторглись в СССР, мотоциклы использовались против них. В
1955 году ИМЗ прекратил производство военных мотоциклов и сосредоточился на гражданском рынке – охотниках, любителях природы и владельцах дач.
После краха командной экономики закончились дотации и дешевый труд, и заводу пришлось поднять цены. Продажи в России резко упали. В стране все еще можно увидеть старые модели, перевозящие сено, кочаны капусты и деревянные доски. Но в прошлом году завод продал в России всего 20 мотоциклов. Его владельцы утверждают, что без продаж в Соединенные Штаты производство бы умерло.
До начала рецессии ИМЗ продавал в США по 650 «Уралов» в год, и собирается вернуться на этот уровень в текущем году, с помощью 48-ми дилеров по стране. Бюджетные модели «Урала» с коляской продаются по цене около 10 тысяч долларов. Завод планирует выпустить в 2011 году 1100 экземпляров.
Популярность колясочных мотоциклов в Америке была воспитана энтузиастами с северо-западного побережья, куда в 1993 году был впервые импортирован этот продукт.
Байкеров очаровал ретро-дизайн; некоторым особое удовольствие доставляло то, что модель, экспортируемая в Америку, имела крепление для пулемета, которое давным-давно исчезло с советских гражданских мотоциклов.
«У нас были покупатели, которые устанавливали на мотоцикл бутафорские пулеметы», – рассказал по телефону Джим Петитти, владалец Raceway Services – дилерского представительства «Урал». – «Но это вроде прошло – полицейские их сильно доставали».
Продажи «Уралов» пошли на лад, когда дилеры поняли, что мотоцикл привлекателен для зрелых пар, которые больше не устраивает езда на одном сиденье.
«Это мужья и жены, которые ездили вместе годами», – сказал Петитти, характеризуя типичных клиентов. – «В конце концов обычный старый мотоцикл стало тяжело удерживать. Жене не хочется сидеть сзади мужа. Ей ничего не видно. Дайте ей собственную кабину, и она с удовольствием снова будет участвовать в приключении».
ИМЗ заявляет, что хотя старшее поколение мотоциклистов приходит к такому решению из-за трудностей, молодые американские пары тоже движутся в этом направлении.
«Эти мотоциклы выглядят интересно», – сказала в телефонном интервью Елена Гонзалес, 24-летняя медсестра, которая проживает в Майами со своим мужем Джоном, пожарным. Пара приехала на «Урале» на собственную свадьбу.
«Мы собирались взять лимузин, а потом подумали – поедем на мотоцикле, это будет забавно», – сказала Гонзалес. |