В далекую эпоху застоя и приписок идеей постройки мотоцикла "болели" единицы. И вдруг во второй половине 80-х стали появляться самопалы, напоминающие своим видом заокеанские "H.-D." В стране началась эпоха чопперов и кастомов.
Поскольку чоппер непременно должен обладать мощным двигателем, выбрали четырехтактный оппозит от "Урала" или "Днепра". Именно с такими двигателями, используя как основу раму оппозита, строились первые чопперы. В список переделок входила также вилка от кроссового "ЧЗ 125/250", бак-капля. "Крутизной" считалось установить на переднем колесе дисковый тормоз кустарного изготовления.
За прошедшее десятилетие изменилось многое. Не редкость экземпляры, на которых все или почти все - творение рук русских чопперостроителей. Практически сформировались основные направления в народном творчестве: чопперы, кастомы и все остальное. Как и прежде, в качестве силового агрегата № 1 - ирбитский или киевский оппозит. Но все чаще встречаются творения с двигателями от "Запорожцев" и более прозаичных двухтактных "Планет" и "Юпитеров".
Давайте попробуем составить собирательный образ русского чоппера и кастома с двигателем и трансмиссией от "Урала" или "Днепра". В торговлю тяжелые мотоциклы попали только в пятидесятые годы. По надежности они тогда были куда круче "H.-D.", и десятки лет (что H.-D. и не снилось!) таскали перегруженные сельхозпродукцией и стройматериалами люльки. Иными словами, настоящего старого хлама для строительства чопперов у нас в стране маловато. Отсюда и дефицит на "свечные" рамы и баки-капельки. Вывод: будем строить из чего угодно, но каноны есть каноны.
Итак, даже не вздумайте называть свой самопал чоппером, если он не оснащен длинной вилкой любой системы. Совершенно не важно, удлиненный это "телескоп" или безумная рычажная конструкция. Обязателен также измененный угол наклона рулевой колонки. Если этого не сделать, длинная вилка чрезмерно поднимет вверх переднюю часть мотоцикла. Непременный атрибут достойного чоппа - переднее колесо большого диаметра - никак не меньше 19 дюймов, а еще лучше - на 21". Желательно, чтобы заднее колесо было толстым на 16-дюймовом ободе. И наконец, в полном соответствии с мировым экстерьером, чоппер категорически должен быть лишен всего, что не влияет на движение мотоцикла, начиная от переднего крыла и заканчивая задней подвеской. Хотя, учитывая особенности национальных дорог, русские мастера не спешат отказываться от упругой подвески колес: "здесь" - это вам не "там".
Менее зрелищный, но более массовый продукт творений байкеров -мотоциклы в стиле кастам. Основное их отличие от чопперов заключается в том, что кастам - это совершенно нормальный мотоцикл. Качественно отделанный, с кожаными сумками, обыкновенными седлами и прочими приятными штуками, строго запрещенными на чопперах.
Чтобы сделать кастом, необязательно изменять угол наклона рулевой колонки, достаточно лишь немного удлинить вилку. Главное с головой уйти в облагораживание внешнего вида.
Немного особняком стоят все другие творения на материальной основе оппозитов. Чаще это либо дорожно-туристические машины, либо шоссейники-неоклассики. Крайне редко можно увидеть эндуро - уж больно тяжелым он получается.
|