Московское мотобайкшоу, новогодняя елка для детей. Все на мотоциклах: и Кощей Бессмертный, и Снегурочка с Дедом Морозом. Главные герои — мотоциклы «Урал» и то, во что их превратила фантазия байкеров.
По сценарию, фашисты крадут для Кощея Снегурочку, чтобы не наступил Новый год. Захватывают Землю. Но под звуки тяжелого рока Добро побеждает Зло. После шоу детвора спешит фотографироваться с мотоциклами.
«Что это за мотоцикл?» Александр Залдостанов, Хирург, лидер мотоклуба «Ночные волки»: «Во-первых, здесь мало что от „Урала"», кроме мотора. Все остальное, понятно, не «Урал». Но у нас уже старая очень любовь к русскому бренду. Мы в свое время много ведь сделали, чтобы этот самый «Урал» стал нашей легендой, как, значит, в Америке стал «Харли Дэвидсон» (Harley Davidson).
Роберт Джилиани, продавец мотоциклов: «Сюда можно еще пива положить, а туда — собаку посадить. Очень большая коляска».
«Урал Патруль-Т» вошел в горячую десятку лучших мотоциклов США. За прошлый год розничные продажи возросли почти на 40 %. Американцам понравился стильный русский мотоцикл с коляской. От 10 до 14 тысяч долларов — такая цена не отпугивает здешних покупателей.
Роберт Джилиани, продавец мотоциклов: «Очень популярен, очень популярен. Мы — крупнейший дилерский центр на Восточном побережье США по „Уралам". Его любит старшее поколение, которым за 50. Мотоцикл хорош для поездок по городу, коляску используют, например, чтобы посадить туда собаку. Молодежь тоже оценила мотоцикл, ездят на пляж. Они, конечно, в колясках возят пиво, а не собак. И место еще остается, чтобы подружку посадить».
Несколько лет назад, чтобы не отпугнуть покупателей, американские дилеры рассказывали, что «Уралы» собирают в США. Теперь говорят правду: русские мотоциклы выпускают в Уральском городе Ирбит.
Высокая проходимость, управляемость и привод на колесо коляски позволяют «Уралу» завоевывать американский рынок. Сегодня по дорогам США бегают более 6 000 мотоциклов из Ирбита.
В картине «Берегись автомобиля» самый культовый советский автомобиль 60-х «Волга» ГАЗ-21 участвовал в погоне вместе с легендарным тяжелым мотоциклом «Урал». Когда бессмертная комедия Эльдара Рязанова вышла в прокат, и на «Волгу», и на «Урал» нужно было записываться в очередь.
Сергей Лепетинский, байкер: «До 80-х годов „Урал" невозможно было купить, пока не сдашь каких-нибудь семечек, брюквы, я не знаю, свиней. „Уралов" не найдешь днем с огнем».
Выпуск «Уралов» постоянно увеличивался. В 1985 году с конвейера сошел двухмиллионный экземпляр. Недорогой мотоцикл с коляской был особенно популярен у деревенских жителей. Его использовали, как рабочую лошадку — возили картошку и капусту. Секрет надежности разработан в 30-е годы немецкими инженерами фирмы БМВ (BMW). В СССР все началось с мотоцикла БМВ Р-71.
Александр Буланов, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов: «И что удивительно, этот самый первый мотоцикл, который привез Московский эвакуированный завод в город Ирбит на крыше первого эшелона, хранили много-много лет, как эталонный».
В 1940 году фашистская Германия в рамках технического сотрудничества передала Советскому Союзу пять мотоциклов БМВ и документацию к ним. Четыре разобрали, чтобы наладить собственное производство, а пятый хранили, как эталон.
Первые тяжелые отечественные мотоциклы для Красной армии показали Сталину весной 1941 года. Эвакуированное из Москвы производство разместили в корпусах бывшего пивоваренного завода. После успешных испытаний мотоциклы ушли на фронт. Главное, что требовали военные от машины, — надежность и проходимость.
«Урал» до сих пор является самой проходимой русской техникой. На «Урале» можно смело хоть куда, и зимой и летом. Заводится в любой мороз.
В 1993 году в Ирбите собрали трехмиллионный мотоцикл. Но потом с каждым годом выпуск только сокращался. Завод несколько раз банкротился, и сегодня все производство умещается в одном корпусе. Это единственное место в России, где еще делают мотоциклы.
В прошлом году здесь выпустили 800 «Уралов». Почти все они отправилось на экспорт в США, Канаду, Японию и Австралию. У нас ирбитские мотоциклы покупают редко. Из рабочей лошадки они превратились в дорогую игрушку.
Владимир Здоров, главный редактор журнала «Моторевю»: «Мотоцикл с коляской — это, в общем-то, бывший такой дешевый заменитель транспорта, применимый в деревнях. В крупных городах мотоцикл с коляской неудобен, фана от него совершенно никакого нет. И какой деревенский житель за 10 тысяч долларов будет покупать мотоцикл с коляской?»
Выйти на американский моторынок с отечественной продукцией очень сложно. Современный «Урал» соответствует требованиям безопасности и токсичности Калифорнии, где действуют самые жесткие в США экологические стандарты.
Владимир Курмачёв, генеральный директор Ирбитского мотоциклетного завода: «Мотоциклы испытывают. Заключают в полиэтиленовый мешок, и все испарения, которые происходят в течение суток, замеряются. Есть такой показатель. Он, конечно, своеобразный, но тем не менее мы прошли все эти испытания, сертифицировались».
Кроме того, экспортный «Урал» должен был перестать часто ломаться. Теперь на него дают гарантию на два-три года. Проблему качества решили за счет импортных комплектующих: зажигание, карбюратор, генератор, амортизаторы. В конце концов пришлось отказаться даже от отечественных винтов.
В этом году предприятие, на котором работает всего 155 человек, планирует продать за рубеж около тысячи мотоциклов. Заказы из России пока по-прежнему единичные. |