Минитрактор из мотоцикла Урал
Во многих местах бывшие колхозные поля ныне отдаются горожанам под огороды либо фермерам в аренду. Личное фермерское хозяйство — теперь тоже не редкость. И каждому хозяину земли нужен механический помощник: маленький трактор, мотоблок, мотокультиватор. На большом земельном участке нужен и большой трактор, на малом — маленький мотоблок. А на среднем? Наверное, минитрактор? А вот его-то как раз и нет.
Не потому ли в деревнях умельцы, каждый на свой лад, мастерят такие агрегаты из мотоциклетных и автомобильных запчастей и узлов. И надо отдать должное: нередко получаются у них очень удачные конструкции.
Промышленность же поворачивается в эту сторону медленно, как танкер на рейде. И даже предприятия военно-промышленного комплекса, казалось бы, самые заинтересованные и подготовленные, никак не могут нащупать тут свою жилу.
Между тем заполнить эту брешь не так уж трудно. И сделать это могут даже мотоциклетные заводы. Пусть изделия такого рода не будут напоминать трактор внешне, но они станут справляться с его функциями, а это главное.
Наше конструкторское бюро малых транспортных средств (КБ МТС) в 1991 году разработало показанный здесь мототрактор Т2, основываясь на серийном мотоцикле «Урал».
Схема принята, вероятно, самая простая: переднее колесо — управляемое, задние — ведущие, симметрично расположенные, как у грузового мотороллера. Водитель сидит по-мотоциклетному, это помогает сохранять равновесие, смещая центр тяжести системы.
Все органы управления аналогичны мотоциклетным. Трансмиссия не содержит дифференциала, что, впрочем, не ухудшает маневренности даже с прицепом. Этот прицеп,— он получил обозначение ПР-300 — также разработан у нас. Его грузоподъемность 300 кг. В разных комплектациях он может использоваться для перевозки жидкостей, сыпучих, длинномерных и крупногабаритных грузов. Такая гамма позволяет охватить почти весь объем транспортных работ для минитрактора. Кроме того, прицеп ПР-300 можно использовать с автомобилем и мотоциклом с коляской.
Проект мототрактора предусматривает возможность его изготовления на любом предприятии, где есть сварочное и механо-обрабатывающее оборудование. Что-то похожее, вероятно, можно было бы разработать, используя силовые агрегаты и других мотоциклов.
В настоящее время продолжаются испытания минитрактора и прицепа. По предварительным данным, Т2 очень хорошо показал себя на осеннем бездорожье и на пересеченной местности, легко преодолевает крутые подъемы и спуски, устойчив и маневрен.
Некоторые технические данные минитрактора
Размеры: база — 1500 мм, колея — 1000 мм, дорожный просвет — 300 мм; рама трубчатая; передняя вилка — телескопическая; двигатель жидкостного охлаждения — W-650-1 на базе мотоциклетного ИМЗ-8-101-1; трансмиссия выполнена на основе трансмиссии мотоцикла «Урал»; тормоза колодочные. |