Разрыв экономических связей на территории бывшего СССР сильно ударил по интересам мотолюбителей. Думается, что владельцы "Днепров" где-нибудь за Уралом, ровно как и "Уралов" за Днепром, испытывают некоторые проблемы с запчастями производства "заграницы". Именно вопросы взаимозаменяемости узлов и деталей мотоциклов-близнецов волнуют нынешних заложников былой дружбы народов.
Так что же общего у таких, казалось бы, одинаковых на первый взгляд мотоциклов, как Днепр и Урал. Рассмотрим самые что ни но есть распространенные модели КМЗ-8.155 (" Днепр-11") и ИМЗ-8.103 (" Урал М-67").
Прежде всего абсолютно одинаковыми можно считать электротехнические комплектующие: генератор, реле-регулятор, прерыватель с автоматом опережения, катушку зажигания, а также всю светотехнику и переключатели на руле.
Двигатель и система питания. Без какой-либо переделки можно считать взаимозаменяемыми: карбюраторы, поршневые кольца, втулки верхней головки шатуна, поршневой палец и его стопорные кольца, клапанные пружины и их тарелки, а также все детали сцепления, кроме маховика. В случае крайней необходимости мотоциклы могут "махнуться" и поршнями, но в варианте установки поршней КМЗ на Урал придется подрезать юбку (например, по нижнему маслосъемному кольцу). Также взаимозаменяемы двигатели в сборе, но вместе с "родными" выхлопными трубами.
Коробка передач. Вот уж где поистине разгулялась фантазия конструкторов. В результате взаимозаменяемы ведомая шестерня привода спидометра и некоторые подшипники (см.таблицу). Однако можно заменить коробки передач в сборе. В этом случае возникают некоторые нюансы с карданными валами. Дело в том, что "уральская" КПП короче "днепровской". Желающих ставить на КМЗ ирбитскую коробку, наверное, немного, а чтобы установить КПП от "Днепра" на "Урал", надо либо заменить "родной" кардан более коротким, от М-61 или М-62, или использовать в сборе от КМЗ, благо посадочные места на хвостовиках идентичны.
Главная передача ("мост"). Несмотря на разничные внешние формы и небольшие отличия в приводе тормозных колодок, мосты взаимозаменяемы. Проблемы с количеством и диаметром шпилек крепления главной передачи к маятнику решаются довольно просто при помощи дрели и метчиков, Все детали, сокрытые внутри "моста", также взаимозаменяемы, хотя и могут иметь небольшие отличия в зависимости от возраста агрегата. В случае установки "днепровского" "моста" на "Урал" может потребоваться и заднее колесо от "Днепра", так как "уральское* разноспицевое может тереть тормозным барабаном по кулаку.
Ходовая часть. Абсолютно одинаковы у мотоциклов передние телескопические вилки и пружинно-гидравлические элементы подвески заднего и колеса коляски. Эти агрегаты взаимозаменяемы как в сборе, так и "по мелочам" В некоторых изданиях технической литературы утверждается, что колеса обоих заводов взаимозаменяемы, Но, на наш взгляд, нужно избегать комбинации "уральского" колеса со штампованным тормозным барабаном и "днепровских" тормозных щитов, обратная же комбинация абсолютно работоспособна. Если рассматривать колесо как набор деталей, то одинаковыми можно считать обод и все внутренности ступицы: подшипники, распорные втулки и гайки с сальниками.
Конечно, мотоцикл состоит еще из многих деталей и агрегатов. Но классифицировать их трудно, поэтому просто назовем их. Итак, различны по форме, но имеют одинаковые посадочные места: бензобак, переднее крыло, сдвоенное седло (потребуется развернуть на 180 градусов фиксатор седла на раме), руль с крепежом, тент коляски.
Вот такие они мотоциклы-близнецы. Несмотря на множество взаимозаменяемых деталей, мотоциклы все-таки разные, особенно их двигатели. И в свете всевозможных трудностей, которые переживает содружество бывших республик Союза, было бы, вероятно, правильно разрешить взаимную замену агрегатов (двигатель, КПП) киевского и ирбитского заводов.
|