Все имеет свои конец. Крестовина карданного вала (шарнир Гука, если кто не знает) - в том числе, и приходится ее менять. Была бы достойной замена.
Частенько слышишь: вскоре после переборки кардан начал безобразно грохотать. А виновата в грохоте она, крестовина. Точнее, владелец мотоцикла: не надо было втыкать в мотоцикл что ни попадя. Да, рынок наводнен барахлом. Вот и попытаемся научиться отличать его от «достойных деталей».
Прошлись по рынку - ахнули: разновидностей крестовин, что оттенков цветов у радуги! Но если одни сколько-нибудь походили на то, что нужно (образцы №№ 2, 3), то другие - откровенная халтура, например, № 1.
А крестовина ли это? Не ухмыляйтесь, у образца № 1 вместо отполированной поверхности на шипе увидели глубокие риски. Нет пресс-масленки на № 3? В этом нет ничего криминального - ИМЗ на своей продукции их вот уже год как не устанавливает. Современные смазки не нуждаются в замене на протяжении всего срока службы крестовины мотоцикла Урал. Но смотрите внимательно на другое - все ли иголки подшипников на месте и чем они застрахованы от выпадания: завод, поставляющий в Ирбит чашки с иголками, снабжает свои изделия защитными пластиковыми втулоч-ками. Иголок должно быть 18 и, как тридцать три богатыря у Пушкина, «все равны, как на подбор». Если зевнете и не заметите пропажи, оставшиеся, как только начнут работать, пойдут «наперекосяк» и быстро «съедят» шип.
Вторая проверка: снимите чашки с крестовины и осмотрите торцы шипов. У крестовин ИМЗ они скругленные. Их шлифуют за одну операцию вместе с рабочими поверхностями двух соседних шипов. Обработка торцев «левых» крестовин может быть выполнена как угодно.
Третья проверка: радиальное биение чашек на шипах должно быть нулевым. Покрутите подшипники на крестовине: услышите хруст - отставьте ее продавцу. И пусть он орет хоть до посинения - мол, это пустяк, бери - приработается!.. Не верьте, не приработается никогда.
Четвертая проверка - твердости поверхности. В Ирбите наружные поверхности крестовин цементируют и оксидируют после обработки (из-за чего, кстати, шипы приобретают характерный темный цвет), что делает их твердыми и износостойкими. Понятно, что прибор для измерения твердости в магазин не потащишь, но и в «полевых» условиях можно кое-что проверить. Царапните легонько по рабочей поверхности шипа надфилем, осталась царапина - это «левак», надфиль соскользнул - качественная деталь.
Во время нашего «инспекционного похода» чашки подшипников и иголки у всех, даже сомнительных изделий, нареканий не вызвали. Пластиковыми втулоч-ками застрахованы от выпадания при транспортировке лишь иголки у образца № 3 - это еще один признак качественного изделия. Но и подшипники других крестовин не вызвали нареканий, кроме небольших и не опасных дефектов на торцах чашек. Наше мнение: бракоделы закупают подшипники у нормальных производителей, а льют крестовины сами.
Пятый этап проверки: рассмотрите уплотнитель ные кольца. Заводские колечки - прямоугольного сечения. Оно таково, чтобы кольца плотнее прилегали к шипу и пыльнику и защищали подшипник от грязи. У № 2 с кромок колечек свисал облой. Образец № 1 «отличился» тем, что его резиночки (круглые в сечении), видимо, были позаимствованы у сантехники. Но это еще полбеды. «Засада» в том, что, изготовленные не из маслобензостойкой резины, они при испытаниях разбухли до неприличных размеров. Колечки образцов № 2 и № 3 «вели себя» более достойно.
Теперь несколько слов о диагностике вилок карданного вала и правильной установке деталей.
Нарушение цилиндричности посадочных отверстий в вилках кардана (например, если чашку, вставшую криво, забивать молотком) влечет деформацию чашки и ускоренное «съедание» шипов. Тогда крестовины придется менять по пять раз в сезон, вне зависимости от их качества.
Если чашка номинального диаметра (19 мм), но, тем не менее, проваливается в вилке, то вилку придется заменить. Понадобится новая деталь и в случае, если выработка в отверстии приобрела форму овала (проверить это поможет измерение отверстий по методике «крест-накрест» с помощью штангенциркуля). Если запрессуете чашки в овальные отверстия, ждите: узел скоро «застучит».
Риск перекоса чашек снизится, если их запрессовать в тисках или хотя бы струбциной. Можно запрессовывать одновременно две чашки, но не забудьте вовремя вставить саму крестовину мотоцикла Урал. В крайнем случае, можно забить их и молотком, но он должен быть медным или алюминиевым, а еще лучше бить киянкой. Будьте осторожны: от ударов молотка по чашке иглы легко выпадают. Если не заметить, что хотя бы одна из иголок выпала и ее зажало между торцом шипа крестовины и днищем чашки, собранный в таком виде шарнир прослужит считанные километры. Когда же игла потеряется, то оставшиеся будут работать с перекосом. И такой шарнир тоже проработает недолго (см. фото). Оббивать чашки следует по кругу, чтобы не допустить перекосов (особенно в начальной стадии запрессовки). Если все-таки чашку перекосило, ни в коем случае не лупите по ней (многие умельцы покололи таким методом немало подшипников), а выпрессуйте обратно и повторите попытку.
Перед установкой шарнира в вал не поленитесь тщательно промыть смазочные отверстия (скажем, спреем типа WD40 - струя из баллона выбьет из каналов всю грязь), так как зачастую в них, кроме смазки, скапливаются продукты мехобработки (как то металлическая стружка), грязь и песок.
Пренебрежете промывкой - вся эта дрянь при первом же шприцевании внедрится в подшипники и убьет их за какие-то полсотни километров. Каналы в крестовине и саму чашку заполните консистентной смазкой (типа ШРУС-4 или МС-1000), чтобы иголки, «приклеившись» к ней, не выпали при сборке, ведь если иголка «ляжет», то шипу долго не жить.
Если удастся приобрести качественную крестовину для мотоцикла Урал и поддерживать нормальные условия ее работы, то мотоцикл она, конечно, не переживет, но послужит немало. |