Стрельба, копоть, смерть
Вы будете смеяться: сальник (по-научному - манжета) обязан прослужить без замены срок, соответствующий... ресурсу мотора.
История умалчивает, сколько держались сальники встарь, когда их делали набивными и в них использовали пропитанные салом (отсюда и название) нити пеньки или джута. Как устроены современные сальники? Не знаете? Давайте разбираться.
Нынче это достаточно сложное изделие из специальной резины с металлическим каркасом. Хоть это, казалось бы, мелочь, но ее отказ влечет массу неприятностей. Потеряй 4-тактник положенный объем масла - и «клин» коленвала неизбежен. «Два такта» с паршивыми сальниками кривошипа будут либо стрелять, либо коптить небо, как паровоз, и в итоге откажутся работать в самый неподходящий момент.
Сопли, вопли, бахрома
Мы решили изучить «явление брака народу» обстоятельно: сальники к отечественной мототехнике по нашей просьбе в редакцию прислали из нескольких городов России. И в столице мы набрали их не один десяток. Сложили все в кучу и приняли к экспертизе 30 образцов. Первое, что отметили, - по стране «гуляют» уплотнители одних и тех же производителей. Но разобраться, все ли они оригинальные, с ходу не смогли. Фактически никто из производителей не представился полным именем: ни единичные образцы, ни их партии сертификатом качества не сопровождались. Другие насторожили: например, на сальниках к ковровской технике обнаружили три логотипа завода-изготовителя. Какому доверять? Что же, раз «играют втемную», разберемся с каждым пристрастно - по ГОСТу 8752-79 «Манжеты резиновые».
Непригодными считаются детали с трещинами, расслоениями резины - таких не нашли. А с выступами и впадинами размером более дозволенных 0,3 мм выявили пяток. Среди них и российские, и импортные. Следует заметить, если резина «бугрится» на лицевой стороне - это еще куда ни шло. Но если на боковых поверхностях -
дело плохо: запрессовать такой сальник исключительно сложно. К рабочей кромке манжеты требования еще выше: предел «шероховатости» - 0,1 мм, и таких точек не должно быть более трех, иначе из-под сальника потечет как из решета. В этом отношении «лидерство» захватили «оппозитные» образцы - их, с некачественной кромкой, почти десяток (это треть, что немало!). Они более чем вдвое превысили допустимую норму брака. Все изготовлены по технологии с механическим способом зачистки кромки.
Поясним: при «отливке» сальника матрица может раскрываться по рабочей кромке или чуть ниже. Первый вариант для производителей более экономный, но надо, не повредив манжету, суметь убрать облой с кромки. Как стало ясно, производителям -«левакам» это не по силам. Второй путь дороже, зато потребитель получает более качественный продукт - его мы и советуем приобретать. Но оговоримся: на четверти таких манжет «то, что ниже», обросло длинными кусками облоя. Существует риск, что при монтаже сальников «сопли» затянет в рабочую кромку, и манжеты не обеспечат герметичность. Подрезать «бахрому» стоит только в случае, если нет иного выбора.
Завершая внешний осмотр, обратили внимание вот на что. Чем более крива и расплывчата надпись, тем более ущербен сальник: плохо выполненная матрица и продукт выдает отвратительный.
Толстуху не утопишь
Проверим сальники по линейным параметрам. Измеряя наружный диаметр, определим установочный натяг. Желательно, чтобы он был минимальным - около 0,25 мм. Манжет с «прослабленными» диаметрами не выявили, а с избыточными (0,4-0,5 мм) оказалась четверть.
Процедура установки деталей в отверстия дала следующие выводы. «Крупные» сальники (D>40-50 мм) запрессовали, но с трудом. «Мелочь» частично погнули. На средних по размеру деталях повредили резиновую оболочку. Вывод: не хотите «воевать» с бракованной деталью - измерьте при покупке наружный диаметр сальника штангенциркулем.
Еще пара наблюдений. У нескольких образцов проявился «пластилиновый» характер обоймы - она гнулась уже от незначительного усилия пальцев. Установить такой сальник в мотор - задача для виртуоза. Попались и манжеты, резиновую оболочку с которых сняли просто вручную - здесь комментарии излишни. Советуем: выбирая деталь, помните ее в ладони и, обнаружив эти издержки производства, откажитесь от ее покупки!
К высоте сальников претензий нет. К натягу рабочей кромки на валу (1-1,5 мм на диаметр) замечаний тоже не возникало, но - пока не надели браслетные пружинки. Тут есть, о чем поговорить. Роль «колечек» невелика: им полагается удерживать от деформации рабочую кромку в процессе монтажа и при перепадах температуры. Поэтому в ГОСТе про эту деталь вообще ни слова. А мы не можем о ней не упомянуть, поскольку обнаружили, что на четверти образцов пружинка слишком толстая, отчего в предназначенной для нее канавке «сидеть» отказывается - слетает уже от легкого прикосновения пальцем. А от вибрации мотора тем
более свалится и при этом наделает дел - изуродует подшипник или разрежет сальник. Поэтому покупайте такие сальники, у которых «колечко» утопает в канавке не меньше, чем на половину своей толщины. И еще: витки пружинки не должны быть повреждены. Заодно проверьте замок на прочность: при растяжении пружинки он раскрываться не должен.
На этом этапе экспертизы собственные возможности мы исчерпали и передали манжеты специалистам по резинотехническим изделиям.
Образцы стойкости и помоечная туфта
Они «пытали» сальники с азартом инквизиторов: грели в печи, морозили в холодильнике, проверяли твердость материала - «топили» сальники в агрессивных средах. Потом манжеты и вовсе изничтожили, когда понадобилось проверить состав резины. И тогда к предыдущим замечаниям добавились и такие.
Наряду с качественной продукцией (ее 95%), выполненной из положенной сальникам масло-бензостойкой резины, есть образцы, изготовленные из помоечной туфты. У них уплотняющая кромка при контакте со смазкой и топливом угрожающе набухает, теряет форму кольца - и герметичность сопряжения, понятное дело, нарушается. Почти половина брака связана с недостаточной твердостью резины, такие сальники тоже устанавливать нельзя ни в коем случае, поскольку рабочая кромка уплотнения сотрется значительно раньше положенного срока. Выявили мы и «лежалый» товар: резина 5% манжет, хранившихся несколько лет с нарушением правил, потеряла упругость. Это то же самое, что помоечная туфта. Во благо себя и во имя всех святых - проверяйте «возраст» манжет. Под лежалым манжетом и масло течет.
Будь уверен
Пусть вас не напрягает разнобой маркировок на однотипных манжетах разных производителей. Так, на сальники для валов диаметром до 30 мм, если по ГОСТу, их размеры могут не наноситься, а манжеты еще меньших размеров (для D<15 мм) иногда сопровождает только товарый ярлык.
Стойкость сальника к рабочей среде можно проверить. Но уже дома, после совершения покупки. Погрузите его на сутки, в соответствии с назначением, в бензин или масло. Если рабочая кромка не набухает (внутренний диаметр уменьшится не более, чем на 20%), сушите сальник (столько же времени, сколько мочили) и смело используйте. Какова твердость резины, подскажет лист бумаги - черканите по нему манжетой: надежная оставит полупрозрачный след, бракованная - жирную полосу, как «мягкий» карандаш. Обозначение года выпуска манжеты (ясно, чем он свежее, тем лучше) читайте так. Сложите год выпуска матрицы (он обозначен цифрой, например, 95 г.) и сумму расположенных рядом точек (положим, их шесть) - сальник изготовлен в 2001 году.
Не грешите на сальник, если у вала овальность 0,1 мм и более или он смещен от оси отверстия больше, чем на 0,08 мм: течь манжеты неизбежна. Ее не устранит ни полировка вала, ни усиление прижатия рабочей кромки дополнительным натягом пружинки (за счет укорачивания витков). Меняйте «железо»!
Виновником «худого» уплотнения могут быть: кольцевая канавка на валу (результат естественного износа металла) или ограничение подвижности кромки манжеты торцом посадочного отверстия. В обоих случаях сместите уплотняющую кромку сальника вдоль оси вала на 0,5-0,8 мм, положив под опорную поверхность манжеты прокладку. Или запрессовывайте сальник не до упора.
При установке манжеты пользуйтесь оправкой с наружным диаметром на 1-2 мм меньшим, чем размер монтируемой детали. Если такого инструмента нет, то сальник можно запрессовать алюминиевым иди латунным стержнем. Но не допускайте перекоса манжеты! Усилие прикладывайте к точке, как можно более приближенной к наружному диаметру детали. Рабочую кромку сальника тщательно промойте бензином или чистым керосином, затем смажьте ее консистентной смазкой. Шлицевой или ступенчатый вал оберните тонким пластиком. По такой направляющей и надевайте на него сальник, иначе из канавки вырвет пружинное колечко.
Результат экспертизы: большинство продающихся сальников - нормальные, пригодны к применению по назначению. Распознать бракованные или «левые» по силам рядовому покупателю. Главное, будьте начеку!
По материалу журнала мото №03 за 2003 г. |