Мы не будем обсуждать форму сиденья мотоцикла -каждый волен выбрать ее в соответствии с собственным вкусом. А вот технологию и материалы нужно выбирать со знанием предмета.
Разберемся во всем этом на примере самодельного седла для оппозита. Основа сиденья изготовлена из нешуточной толщины железяки, она изящно изогнута и уже имеет кронштейны для крепления к раме.
Начните с поиска материала для подушки сиденья. Поверьте опыту бывалых мастеров - нет ничего лучше пенополиуретана плотностью 100 кг/м3 или просто "100-го". Именно "сотый" обладает оптимальной плотностью: выдерживает натиск "пятой точки" байкера любого веса, амортизирует вибрации и не проминается. Этот материал продается в виде панелей. Хотим предупредить тех, кто рискнет использовать вместо пенополиуретана то, что вкладывают в сиденья автомобилей или диваны пригородных электропоездов: не берите грех на душу, тем более, что хорошее седло вы все равно не получите. Во-первых, этот материал недостаточно плотный и будет катастрофически проминаться. Во-вторых, старый поролон имеет свойство рассыпаться. Повторим: используйте только "100-й" пенополиуретан!
Начинаем создавать форму. Она сложная, и местами толщина подушки больше, чем в заготовке. Потому неизбежна подклейка дополнительных кусков. Запомните, с "пятой точкой" опоры седока должен контактировать только монолитный и ни в коем случае не клееный кусок. А дополнительные должны располагаться между ним и основанием седла. Если сделаете наоборот, в один прекрасный день наклеенные сверху кусочки неизбежно оторвутся.
Легко понять, что первый слой, который клеится на основание, - "фундамент" для верхнего, и он определяет рельеф будущей подушки. Удобнее всего резать пенополиуретан широким полотном "по металлу" - идет как по маслу.
Следующая операция - наклейка листового поролона. Им вы как бы шпаклюете довольно неровную поверхность пенополиуретана перед натяжкой чехла. Если этого не сделать, все неровности проступят на чехле сиденья. Используйте поролон толщиной 10 мм и обычный клей типа "88" или "поролоновый" (оказывается, есть и такой). Излишки поролона обрезаются по контуру основания сиденья.
Теперь приступайте к изготовлению выкроек деталей чехла. Обычно швы проходят по ребру подушки. По нему и нанесите маркером или фломастером линию (контрольную) будущего шва. Возьмите булавки и наколите ими на верхнюю часть подушки кусок любой простейшей ткани (обычно это бязь) темного цвета. Начинайте накалывать ткань от продольной оси седла. И помните: от точности выполнения этой операции зависит качество выкроек.
Портновским или школьным мелом проведите по контрольной линии. Натяните наколотую ткань и похлопайте по ней ладонью. В этот момент с изнаночной стороны ткани отпечатается точная копия контрольной линии. Не откалывая ткань от подушки, обрежьте ее строго по образовавшейся линии. Точно так же изготавливается выкройка боковины чехла. Затем, не снимая наколотые выкройки верха и боковины, нанесите на них контрольные точки, которые понадобятся в процессе сшивания чехла (чтобы не произошло смещения одной выкройки относительно другой).
Наложите выкройки на кожзаменитель так, чтобы нить основы проходила вдоль оси седла на детали верха чехла и вертикально на детали боковины. После сшивания чехла швы с внутренней стороны промазывают водостойким клеем типа "Феникс". Высушивают его в течение суток.
А пока обклейте подушку седла поверх поролона слоем обычного (но не "шуршащего"!) полиэтилена. Это будет основная защита подушки седла от осадков. (Учтите, если седло промокнет, сохнуть будет год.) Чтобы выровнять складки, разгладьте полиэтилен, нагревая его мощным феном.
Чтобы чехол сиденья не протерся о край железного основания, приклейте на него резиновое уплотнение П-образного профиля. Мы использовали "жигулевское" уплотнение дверного проема.
Поскольку основание седла железное, а не из отформованного полиэтилена, как у большинства зарубежных мотоциклов, быстрая натяжка чехла с фиксацией пистолетом со скобами отменяется. Просверлите вдоль края основания отверстия соответствующего специальным саморезам диаметра. Натягивая чехол на сиденье, фиксируйте его саморезами с надетыми на них шайбами. В завершение работы излишки материала чехла обрежьте, а края аккуратно подклейте, как и положено правильному седлу.
Для тех, кто решит использовать натуральную кожу, дадим совет: используйте специальную кожу для обивки сидений катеров и яхт. Она пропитана водоотталкивающим составом и не боится агрессивной среды (солнечных лучей, осадков, грязных джинсов).
Редакция выражает благодарность специалистам автомотоателье "Бекам" за помощь в подготовке материала. |