На главную Связь с нами Наша группа вконтакте

ВСТУПИТЬ | ВХОД

На главную


BMW R71 - старший брат мотоциклов Урал

23:18
Мотоциклетная промышленность СССР постоянно, приходится признать, занималась заимствованиями и копированием оригинальных моделей. Одним из таких прототипов стал немецкий военный мотоцикл BMW R71 – именно он вдохновил создание легендарного М-72.
От М-72, который представлял собой точную копию BMW R71 1938 года, ведут свою родословную и «Днепры», и «Уралы». Немецкие инженеры посчитали развитие этой модели бесперспективным. Тем не менее, в руках советских конструкторов на ее основе родились многочисленные военные, а затем и гражданские мотоциклы.
R71 перестал выпускаться после 1941 года. Всего вышло не более трех с половиной тысяч экземпляров – для Вермахта это был очень скромный тираж. Поэтому сейчас найти такую модель «в живых» чрезвычайно сложно. Потеря интереса к модели немцами и вместе с тем пристальное внимание советских инженеров стали основой для множества домыслов и догадок о причинах этого явления. Одна из версия гласит, что создание М-72 не было секретом для немцев и о нем было известно еще до того, как стартовало серийное производство R71. Существует легенда, согласно которой в швейцарские горы для испытаний в жестких условиях было отправлено пять экземпляров BMW. Якобы с испытаний вернулись только три машины, а другие две были похищены советскими спецслужбами. Есть и более приближенная к реальности версия, хотя и она, по всей вероятности, далека от правды. Согласно этому варианту, в сороковом году проходило заседание Главного бронетанкового управления, где рассматривалась возможность серийного производства мотоцикла, которым бы укомплектовывалось большинство мотокавалерийских частей. Заводские представители продемонстрировали и импортную технику, и собственную продукцию. Однако ни ТИЗ-АМ-600, ни ПМЗ А-750 не были разработаны в СССР, а других тяжелых мотоциклов к тому моменту не было.
ТИЗ был почти полной копией британского BSA. ПМЗ комбинировал в своей конструкции элементы, по отдельности подозрительно напоминающие компоненты BMW, Indian и Harley-Davidson. Хотя оба мотоцикла уже состояли на вооружении советской армии, они не пользовались благосклонностью военных. О причинах, в частности, может рассказать шутливая расшифровка аббревиатуры ПМЗ – «попробуй меня заведи». Легенда утверждает, что в ходе заседания прозвучал тот факт, будто Вермахт движется победным маршем по Европе на BMW R71. Тем не менее, на самом деле основной моделью, состоящей на вооружении у немцев, была уже BMW R12. Вряд ли и специалисты производства, и армейские чины могли быть настолько неосведомлены. Скорее всего, тогдашние конструкторы руководствовались более прозаичными, чисто технико-экономическими характеристиками. Немалую роль среди критериев должна была, по всей видимости, играть возможность дальнейшей модернизации машины.
BMW R71 была одной из моделей серии, в которую также входили R51, R61 и R66. Тем не менее, внимание конструкторов остановилось на семьдесят первой модели. В то время с ней могли конкурировать Zundapp K800W и уже упомянутая, более свежая модель BMW R12. Но если попробовать сейчас сравнить R71 с тогдашними аналогами, видно, что из них он ближе всего к современным мотоциклам. Это единственная модель с задней свечной подвеской. Конструкция телескопической вилки совершеннее, чем у конкурентов. R71 превзошел их и мощностью двигателя. Индивидуальные карбюраторы для каждого из цилиндров оппозитного двигателя в 750 кубов позволили развивать мощность в 22 лошадиных силы, в то время как у R12 имелось всего 18, а у Zundapp K800 – 20. Главным же конструкторским достижением в модели R71 стало применение рамы из цельнотянутых труб вместо штампованной. Конструкция стала легче, и одновременно повысилось жесткость. Можно предположить, что для немецкой армии он показался слишком дорогим в силу присутствия новейших конструктивных элементов. Выбранная в качестве основной модель R12 была более бюджетной. Хотя, надо сказать, такой ход мыслей не слишком типичен для тогдашней немецкой армии – это подтверждается другими примерами военной техники. Так или иначе, советские конструкторы решили выбрать на роль прототипа нового мотоцикла самую продвинутую модель и продолжать ее усовершенствование.
Были и сомнения в сделанном выборе – об этом свидетельствует эксперимент 1942-43 годов, когда на Тюменском мотоциклетном заводе пытались наладить серийный выпуск другого мотоцикла. Он напоминал Zundapp KS750 и BMW R75 Sahara – имел привод на колесо коляски и понижающий ряд; межколесный дифференциал принудительно блокировался. Один из опытных образцов той модели, получившей название ТМЗ-53, сейчас выставлен в московском Политехническом музее. На нем стоит отечественный литровый двигатель. Рама и трансмиссия практически полностью копируют BMW. Увы, на то время задача выпуска подобной техники оказалась слишком сложна.
Коробка передач и рама R71 показали способность дожить до наших дней без существенных повреждений. С другими частями мотоцикла приходится поработать реставраторам. Для восстановления может использоваться мотоцикл М-72. У R71 создатели М-72 полностью позаимствовали верхнюю траверсу передней вилки и поршневую группу. Объем топливного бака увеличился с 14 до 22 литров. Изменения в конструкции рамы обусловлены, вероятно, все же промышленными ограничениями, а не желанием усилить конструкцию, как заявлялось. В итоге М-72 весил на 33 килограмма больше своего прототипа – часть веса добавляли 8 литров топлива, остальное же – дополнительный металл. Пришлось «поработать» и над документацией мотоцикла – массово проводилось уменьшение прецизионности различных деталей.
С тех пор конструкция М-72 многократно изменялась. Однодисковое сцепление было заменено двухдисковым. Изменилось крепление колеса коляски. Стоит упомянуть, что одной из причин выбора R71 была его ориентированность на езду с коляской – качество езды обеспечивала хорошая тяга на низких оборотах, по сравнению с другими современниками модели. Именно трехместный вариант М-72 и поставлялся в советскую армию. Однако, в отличие от прототипа, у М-72 часто возникали проблемы с консольной подвеской колеса коляски. В остальном можно говорить о том, что новый отечественный мотоцикл смог взять все лучшее, чем мог похвастаться немецкий прототип – несмотря даже на то, что изготавливался с меньшей тщательностью. Частично дать представление о достоинствах знаменитого R71 могут сохранившиеся фотографии. В любом случае, нельзя отрицать тот факт, что R71 и М-72 помогли заложить основы современной отечественной мотопромышленности.
 
Мотоцикл BMW R71
 
БМВ Р71
 
Мотоцикл BMW
 
Категория: BMW | Просмотров: 6322 | Рейтинг: 4.4/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Реклама


Правообладателям
Реклама
Хостинг от uWeb



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования