Генеральный директор Ирбитского мотозавода Илья Хаит рассказал для сайта Motonews.ru о том, как идут дела у российского производителя мотоциклов марки "Урал".
ИМЗ отрапортовал о достойных показателях продаж мотоциклов "Урал" в США, а все-таки, сколько единиц продано в США в 2011 году? Сколько байков было произведено всего в 2011 году?
В 2011 мы продали в США 496 мотоциклов. А всего завод произвел в 2011 году 900 мотоциклов, подавляющая часть из которых – мотоциклы с колясками.
Упреждая неизбежные комментарии по поводу того, что это очень маленькие цифры, хотел бы вот что сказать.
Для начала, далеко не всем производителям, в том числе и очень известным, удается продать такое количество мотоциклов в США. Для примера, по объему продаж "Урал" обогнал там такие знаменитые марки как Moto Guzzi и Aprilia.
Во-вторых, рынок мотоциклов в США не просто очень конкурентный, но и находится сейчас в не очень хорошей форме. По сравнению с пиком, продажи мотоциклов в США сократились более чем вдвое, и последние два года рынок замер на этом низком уровне. На этом фоне "Урал" практически восстановил свои продажи до предкризисного уровня, что очень мало кому из производителей удалось.
Ну и, в-третьих, важно понимать, что "Урал" оперирует в очень узкой нише мотоциклов с колясками. Культура езды на мотоциклах с колясками была утеряна в западных странах несколько десятилетий назад, и фактически "Урал" воссоздает целый сегмент мотоциклетного рынка. Это невероятно сложная задача, но мы потихонечку, шаг за шагом, с ней справляемся.
Сколько дилеров бренда "Урал" по всему миру?
Ну, давай считать. В Америке – 60, в Европе – тоже 60, в Канаде – 10, в Австралии – 5, в Японии – 3, еще есть Корея, Новая Зеландия, страны Персидского залива – получается порядка 140.
Планируете ли развитие дилерской сети в РФ? Сколько сейчас в РФ дилеров?
Для начала, я хотел бы опровергнуть разговоры о том, что "Урал" не продает мотоциклы в РФ – я читал и слышал такого рода комментарии, в частности, в репортаже "Вестей". Мы, естественно, продаем мотоциклы в России, у нас есть два дилера в Москве, а покупатели из других регионов страны покупают свои мотоциклы непосредственно с завода.
Что касается развития дилерской сети – то это вопрос сугубо экономический. Когда мы почувствуем, что у нас есть возможность продавать в России заметное количество "Уралов" по устраивающей нас цене, мы, конечно же, инвестируем средства в развитие сети продаж. Возможно, это случится уже в следующем году.
Пока же, во всяком случае, в этом году, мы будем работать по существующей схеме, т.е. через дилеров в Москве плюс прямые продажи с завода.
Я понимаю, что в РФ больше любят все, что угодно, но не свое, отечественное, так как сложились определенные стереотипы... Но, тем не менее, думали ли вы об интересных условиях продажи мотоциклов "Урал" на территории РФ, дабы мотивировать покупателя ценой, комплектацией или еще чем?
Артем, вопреки сложившемуся мнению, мы продаем в России мотоциклы точно в такой же комплектации, как и во всем мире. Практически никакой разницы нет, едет мотоцикл во Францию там, или в Калифорнию, или в Ростов-на-Дону. Для нас просто не имеет никакого экономического смысла для 3 или 5 процентов выпуска придумывать какую-то некачественную недорогую спецификацию. Помимо того, что это просто глупо.
Что касается цен, то мы считаем, что цены на наш мотоцикл вполне адекватные, соответствующие качеству применяемых комплектующих, объему выпуска, и прочим условиям производства и продаж.
Наконец, специально для покупателей, для которых ценовой фактор является решающим, мы запустили так называемую серию «Т». По сути, это стандартный мотоцикл, с которого убрано все, без чего можно ездить. На всех рынках в мире, в том числе и в России, мы уже третий год практически не меняем цену на мотоциклы серии «Т». В России этот мотоцикл продается за 260 тысяч рублей.
Многие соотечественники, услышав название "Урал", сразу начинают морщить нос и сравнивать байк с теми, что выпускались на мощностях ИМЗ во времена Великой Отечественной войны. Чтобы развеять все сомнения, можете ли вы рассказать о самых главных отличиях современного "Урала" от того, что производилось, скажем, 50-60 лет назад?
Ну, я уверен, что все сомнения я все равно не развею, но, тем не менее, попробую.
Начиная примерно с 2003-2004 годов мы очень серьезно занялись качеством мотоцикла. Качество мотоцикла начинается с комплектующих. Мы сразу приняли решение использовать только первоклассные комплектующие, чтобы вопрос о надежности тех или иных узлов просто не вставал. Сейчас почти две трети затрат на материалы и комплектующие у нас составляют расходы на импорт. Это элементы тормозной системы (передний дисковый тормоз Brembo с плавающим диском), все органы управления (переключатели, рычаги, тросы, зеркала, ручки и пр.), все компоненты подвески (амортизаторы Sachs, вилка Marzocchi), все компоненты электрической системы, за исключением стартера (генератор Denso, система зажигания Ducati Energo, проводка австрийской фирмы Eltrona), карбюраторы Keihin, внутренние компоненты двигателя и трансмиссии из Германии и Швейцарии (шестерни, клапана, седла, подшипники, сальники, пружины, прокладки и пр.), седла и инструменты из Италии, алюминиевые обода, шины, крепеж, покрасочные материалы и химия, и даже нержавейка, из которой сейчас изготавливается выхлопная система. Всего мы импортируем комплектующие из 15 стран мира.
В итоге, если сравнить, например, ходовую часть "Урала" sT и Moto Guzzi V7, то можно увидеть, что мы используем практически идентичные компоненты. По-другому, наверное, и не могло быть – количество производителей комплектующих для мотоциклов невелико, все, в общем-то, ходят по одним и тем же адресам.
Мы также внесли сотни (в буквальном смысле) изменений в конструкцию мотоцикла и его отдельных узлов, а также в технологию изготовления деталей, которые у нас остались в собственном производстве. Для проведения этих изменений на каком-то этапе мы привлекали и западных инженеров, технологов, специалистов по качеству.
Наверное, "Урал" по надежности еще пока не достиг уровня, допустим, "Хонды". Но в любом случае, по сравнению даже с мотоциклами выпуска середины «нулевых» годов, сегодняшний "Урал" впереди на несколько световых лет.
Какой из мировых рынков наступает на пятки североамериканскому рынку?
Если отвечать на твой вопрос в применении к мотоциклам вообще, то рынок США, на самом деле, уже давно не лидер по объемам продаж. Лидеры сейчас – это Китай, Индия, Бразилия. Туда стремятся все производители, разрабатывают специальные модели, локализуют производство и т.д. и т.п.
Что касается нас, то, во-первых, "Уралу" еще очень далеко до своего потолка в Штатах, и я имею в виду не проценты, а разы. В этом смысле, особенно учитывая объем ресурсов, который мы уже инвестировали в этот рынок, он остается для нас приоритетом. А дальше мы посмотрим. Нам надо увеличивать продажи в Европе, где они существенно снизились в результате кризиса. Ну и некоторые из новых рынков, которые я уже упомянул выше, выглядят соблазнительно.
Недавно в сети была новость, что Брэд Питт рассекает по Калифорнии на "Урале". Это правда? Питт приобрел байк у вашего дилера? Кто еще из звезд является владельцем "Урала"?
Люди Питта приехали к нашему дилеру на Лонг-Бич перед Рождеством и купили мотоцикл. Поскольку политика нашей компании не разглашать информацию о покупателях, мы ничего никому не стали рассказывать. Но папарацци хватило недели, чтобы нас «расколоть».
Насчет других знаменитостей – вот у Эвана МакГрегора уже два "Урала", "соло sT" от Hammarhead и "Gear-Up Сахара", о чем он сам с удовольствием рассказывает.
Есть у нас и другие владельцы, о которых было бы интересно узнать публике. Когда эти люди посчитают возможным рассказать о своем увлечении, мы обязательно сделаем эту информацию доступной.
Раз уж мы заговорили о Голливуде, хотел бы упомянуть о том, что в этом году выходит аж целых три фильма, в которых герои будут ездить на "Уралах". Это фильм Olive – первый в мире полнометражный фильм, снятый на смартфон. Сериал The Finder (продолжение сериала Bones), где "Урал" является главным средством передвижения главных героев. Ну и, наконец, Ghost Riders 2 («Призрачный Гонщик – 2»), где Николас Кейдж будет рассекать на "Ямахе", а его противник, понятное дело, – на "Урале Соло".
Как обстоят дела с военными модификациями "Урала"? Имеют ли шанс современные "Уралы" быть принятыми на вооружение Российской армии (пограничники, МЧС и т.п.)
Если отвечать на твой вопрос коротко – то никак. Последний раз мы поставляли российским силовым структурам в 1999 году, это были пограничники. Потом с трудом получили свои деньги. Заказов от МО, МЧС, МВД у нас нет и вряд ли будут.
Мы - маленькая компания, у нас нет ресурсов да и желания заниматься лоббированием и всем остальным, чем сопровождается работа с государственными заказами.
Мы понимаем, как работает нормальный потребительский рынок мотоциклов, там все зависит только от нас, на нем мы и будем фокусироваться.
Напомним, что Ирбитский мотоциклетный завод (ОАО "ИМЗ-Урал") расположен в городе Ирбит Свердловской области РФ. ОАО на базе завода было зарегистрировано в мае 2000г. Уставный капитал компании – 280 млн руб. Сам завод существует с 1941 г., когда он был переведен в Ирбит из Москвы после начала Второй мировой войны. В 1950-м году ИМЗ выпустил свой 30-тысячный мотоцикл. В 1953 г. ирбитские мотоциклы начали поставлять на экспорт. В основном, их вывозили в развивающиеся страны и в Восточную Европу, чаще всего - для нужд армии и полиции. В мае 1967г. с конвейера ИМЗ сошел полумиллионный мотоцикл, в апреле 1975г. – миллионный. В октябре 1993 г. была преодолена планка в 3 миллиона выпущенных байков.
В 2010 году "ИМЗ-Урал" произвел 800 мотоциклов, подавляющая часть которых – мотоциклы с колясками. В компании работает 155 человек, из которых 145 – на заводе в городе Ирбит, Свердловская область. "ИМЗ-Урал" экспортирует более 95% выпуска, основными рынками являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Япония.