|
Генератор переменного тока Г-424 (мощностью 150 Вт) с установленным на нем выпрямителем ВБГ-2А в светлое время суток обеспечивает энергией систему зажигания, указатели поворота и торможения. Кроме того, генератор обеспечивает подзарядку аккумулятора. При длительных поездках в темное время суток энергии генератора может не хватить для питания всех потребителей, особенно при малых частотах вращения коленчатого вала. Во избежание этого необходимо поддерживать довольно высокую частоту вращения коленчатого вала (при движении на четвертой передаче скорость должна быть не менее 40 км/ч), чтобы не разрядить аккумулятор.
Ремонт генератора производят в специализированных мастерских, после ремонта на стенде проверяют основные параметры генератора.
Приближенно характеристики генератора можно определить на работающем двигателе. Для этого мотоцикл устанавливают на подставку, запускают двигатель, включают четвертую передачу. Частоте вращения ротора 1300 мин-¹ будет соответствовать показание спидометра 18 км/ч, частоте вращения 2400 мин-¹ — 35 км/ч. Параметры измеряют с помощью амперметра (с показаниями до 15 А), вольтметра (с показаниями до 30 В) и нагрузочным реостатом (на 2 Ом при допустимой силе тока до 15 А). Напряжение замеряется на зажимах ВЗ (+) и «корпус» (—) реле-регулятора. Сила тока замеряется между клеммой «+» генератора и проводами, присоединяемыми к этой клемме. К проводам, присоединяемым к клемме «+» генератора и к «массе», присоединяется нагрузочный реостат, с помощью которого задается требуемая нагрузка.
При проверке генератора (как и при его эксплуатации) надо помнить, что работа генератора без нагрузки приводит к пробою выпрямителя.
Центрирующий буртик на фланце крепления выполнен эксцентрично по отношению к оси ротора, поэтому при повороте корпуса генератора (во время его установки) относительно картера меняется межосевое расстояние зубчатых колес привода и соответственно зазор в зацеплении. Правильность установленного зазора определяют по наименьшему уровню шума при работающем двигателе. Кроме того, зазор можно проверить, сняв защитный кожух и покачивая вентилятор на неработающем двигателе. При этом коленчатый вал надо провернуть кикстартером не менее чем на 2 оборота и через каждые 40—50° поворота проверять зазор, который должен быть едва ощутимым. Однако полное отсутствие зазора в каком-либо одном положении свидетельствует о том, что зубчатые колеса работают «в распор», что может привести к разрушению подшипника генератора.
По истечении гарантийного срока работы (20 000 км) генератор мотоцикла Урал необходимо снять с двигателя, освободить от кожуха вентилятора и щеткодержателя со щетками. Генератор очистить, продуть сжатым воздухом и осмотреть. Гладкая, блестящая поверхность контактных колец свидетельствует о нормальной работе генератора. При наличии загрязнений, следов нагара на кольцах их надо протереть ветошью, смоченной в бензине. Если на кольцах имеются раковины, риски, неравномерный износ, необходимо разобрать генератор и кольца ротора проточить и прошлифовать щетки, имеющие сколы или изношенные до высоты менее 10 мм, надо заменить. |