Генератор мотоцикла Днепр
Техническая характеристика генератора Г424
Номинальное напряжение, В............................................... ....................14
Номинальная мощность, Вт.....................................................................150
Максимальная мощность при кратковременных нагрузках, Вт,.................200
Масса, кг................................................................................................3,7
Устройство генератора
Генератор (рис.1) представляет собой синхронную трехфазную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и обладает следующими конструктивными элементами и характерными особенностями конструкции: крышка 1 со стороны привода имеет эксцентричный к оси ротора цилиндрический прилив для регулировки межцентрового расстояния зубчатого зацепления привода и фланец для крепления генератора на картере двигателя мотоцикла мотоцикла Днепр.
Генератор со стороны привода имеет резиновый сальник 2 для изоляции полости генератора от агрессивной среды картера. В подшипниках 11 с одноразовой смазкой и двухсторонним уплотнением вращается ротор 3 с обмоткой возбуждения и контактными кольцами.
Трехфазная обмотка 4 статора соединена в звезду с изолированной нейтралью. Концы фаз припаяны к головкам болтов, крепящих выпрямительный блок 8. Две крышки 1 и 6, а также статор стянуты тремя винтами Мб. Щетки с токоведущими пластинами крепятся К щеткодержателю 7 и крышке 6 невыпадающими винтами.
В генератор встроен полупроводниковый выпрямительный блок 8 типа ВБГ-2А, позволяющий получать на зажимах генератора постоянный ток.
Выпрямительный блок состоит из трех моноблоков, отлитых из алюминиевого сплава с оребрением для теплоотвода. В каждый моноблок встроены два полупроводниковых элемента противоположной полярности, электрическое соединение которых выполнено с помощью двух шин: «массовой» и изолированной. На изолированной шине имеется контактный винт.
Разборка выпрямительного блока категорически запрещается.
Под защитным кожухом 10, на вылете вала ротора 3, установлен осевой вентилятор 9, который служит для охлаждения выпрямительного блока. Клеммы для подключения генератора в электросхему мотоцикла Днепр собраны на общей клеммной колодке 5 и имеют ограничивающие шайбы, исключающие возможность перепутывания при сборке и самопроизвольного отсоединения в эксплуатации подключаемых проводов.
Принцип действия
Принцип действия генератора Г424аналогичен принципу действия любой другой трехфазной синхронной электрической машины с электромагнитным возбуждением, но имеет следующие характерные отличия: при трогании с места и разгоне мотоцикла Днепр обмотка возбуждения генератора должна питаться от внешнего источника постоянного тока (аккумуляторной батареи) и лишь после возбуждения от аккумулятора при скоростях вращения ротора, превышающих 2400 об/мин, генератор переходит на работу от самовозбуждения.
Эксплуатация генератора при полностью разряженном аккумуляторе невозможна — генератор не возбуждается.
При эксплуатации генератора без нагрузки (обрыв или отсоединение проводов, идущих к потребителям) на большой скорости межфазное напряжение переменного тока достигает значений, способных пробить полупроводниковые элементы блока и вывести генератор из строя.
Категорически воспрещается эксплуатировать генератор без нагрузки!
Установка генератора на мотоцикл
Посадочный прилив крышки со стороны привода вставить в посадочное отверстие картера двигателя. Одновременно шестерни должны войти в зацепление, а шпильки — в удлиненные отверстия фланца генератора. Между торцевыми плоскостями генератора и картера должна быть прокладка.
Надеть на шпильки плоские и пружинные шайбы и навинтить гайки до легкого прижатия генератора к картеру. Подсоединить провода к клеммнику и надеть предохранительные колпачки.
Запустить двигатель и, (на малых оборотах) медленно поворачивая генератор по и против часовой стрелки, найти оптимальное положение зацепления шестерен, при котором они работают с наименьшим шумом. Не меняя положения генератора, затянуть гайки.
Внимание! Неправильно выставленное зацепление шестерен привода может привести к поломке вала генератора.
Техническое обслуживание и уход за генератором мотоцикла Днепр в эксплуатации
Конструкция генератора Г424 позволяет свести к минимуму техобслуживание и уход за генератором в эксплуатации. В результате применения подшипников с одноразовой смазкой периодическая смазка подшипников не требуется. Заводской смазки подшипников достаточно на весь срок работы генератора. Контактные кольца генератора Г424 в эксплуатации не образуют нагара, практически мало изнашиваются и не засоряются щеточной пылью, поэтому не требуют частой притирки и периодической шлифовки.
Электрических щеток, установленных на генераторе Г424, хватает на весь срок службы.
В процессе эксплуатации генератора следует:
проверять надежность затяжки гаек клеммных болтов с кабельными наконечниками, стяжных винтов генератора, винта крепления вентилятора, гаек крепления генератора;
контролировать степень заряженности аккумуляторной батареи, эксплуатируемой с генератором;
следить за целостностью изоляции и жил электропроводки мотоцикла.
По истечении наработки генератора (20 000 км пробега мотоцикла) следует очистить от щеточной и медной пыли полость крышки со стороны контактных колец.
Для удобства очистки рекомендуется снять генератор с мотоцикла, снять кожух и щеткодержатель со щетками.
Полная разборка генератора до истечения срока гарантии запрещается!
Разборка, замена подшипников и сборка генератора при капитальном ремонте мотоцикла
Для разборки генератора, снятого с мотоцикла, необходимо:
-
снять кожух 10 (см. рис. 1), отвинтив два винта М4 и сняв угольник;
-
снять вентилятор 9, отвинтив винт М6;
-
снять выпрямительный блок 8, клеммную колодку 5 и щеточный узел, отвинтив соответствующие винты и гайки;
-
заметить места отсоединения кабельных наконечников;
-
слегка втолкнуть выводные болты статора внутрь крышки 6;
-
вывинтить стяжные винты и снять крышку 6, равномерно ударяя деревянным молотком по приливам для стяжных винтов;
-
вынуть статор из крышки 1.
Для замены подшипника со стороны контактных колец необходимо снять его с вала с помощью съемника, затем напрессовать на вал новый.
Для замены подшипника со стороны привода необходимо:
-
расшплинтовать и отвинтить прорезную гайку;
-
снять шестерню и шпонку;
-
раскернить шлицы винтов, крепящих крышку подшипника, вывинтить их и снять крышку;
-
с помощью съемника выпрессовать вал из подшипника, упираясь в центровое отверстие вала и фланец крышки 1;
-
выпрессовать подшипник из гнезда в крышке, упираясь в его внутреннее кольцо;
-
вставить новый подшипник и собрать крышку 1 в обратном по рядке;
-
после завинчивания до отказа винтов, крепящих крышку подшипника, раскернить металл крышки в шлицы винтов.
При сборке генератора соблюдать порядок, обратный разборке.
Фиксаторы на крышках генератора и статора должны составлять одну прямую линию.
Перед сборкой крышки 6 продеть в отверстия выводные болты так, чтобы надетые на них изоляционные втулки были утоплены в соответствующие углубления в крышке, а головки выводных болтов — в соответствующие углубления во втулках.
Перед сборкой крышки 6 продеть в отверстия выводные болты так, чтобы надетые на них изоляционные втулки были утоплены в соответствующие углубления в крышке, а головки выводных болтов — в соответствующие углубления во втулках.
Генератор Г424 совместно работает с реле-регулятором РРЗЗО.
Реле-регулятор РРЗЗО предназначен для замыкания и размыкания цепи между генератором и аккумуляторной батареей (или несколькими батареями), для предохранения генератора от перегрузки и поддержания постоянного напряжения, развиваемого генератором в заданных пределах и управляет лампой контроля зарядки батареи: при разрядке батареи лампа горит, при зарядке — гаснет. Реле-регулятор является прибором пыленепроницаемого исполнения и состоит из вибрационного регулятора напряжения и реле обратного тока (реле включения лампы контроля зарядки).
Реле-регулятор отрегулирован заводом-изготовителем и никакого ухода не требует. Нарушать заводскую регулировку или вскрывать реле-регулятор воспрещается.
Корпус его запломбирован и в случае снятия пломбы рекламации по его неисправностям не принимаются.
Корпус его запломбирован и в случае снятия пломбы рекламации по его неисправностям не принимаются.
При установке реле-регулятора на мотоцикл Днепр нужно следить чтобы он был надежно соединен с «массой». «Массой» является корпус самого прибора со специальной клеммой, который соединяется с «массой» мотоцикла винтом крепления реле-регулятора.