|
Тормозная система мотоцикла днепр
Тормоза, переднего и заднего колес имеют механический привод и следующие одинаковые детали: колодки в сборе, пружины и толкатели.
Тормоз двухкулачковый имеет две активные колодки. Отличается от предыдущей модели как устройством, так и более высокой эффективностью.
Конструкция тормоза показана на рис. 1.
Тормозные колодки 1 сферическими гнездами опираются на головки толкателей 5, а нажимными площадками — на кулаки 3,
рис.1
установленные в диске 4. К кулакам посредством зубьев присоединены рычаги ведущий 7 и ведомый 8, расположенные на лицевой стороне диска тормоза.
Рычаги соединены между собой тягой 2, регулируемой по длине.
Ведущий рычаг тросом соединен с рычагом тормоза, размещенным на руле мотоцикла. При нажиме на ручной рычаг трос действует на ведущий рычаг тормоза и оба рычага одновременно поворачивают кулаки, вследствие чего колодки расходятся и прижимаются к тормозному барабану колеса. В исходное положение колодки возвращаются под действием двух пружин 6.
Для компенсации износа тормозных накладок в конструкции тормоза предусмотрены специальные устройства.
Вначале компенсация износа производится натяжением оболочки троса посредством вывинчивания регулировочного штуцера 11.
В дальнейшем, когда регулировка штуцером уже невозможна, необходимо ввинтить штуцер до упора, снять с кулаков оба рычага (ведущий и ведомый) и установить их в новое положение, повернув относительно кулаков на 10° против часовой стрелки (на один зуб).
После этого вывинчиванием штуцера произвести регулировку тормоза. Когда в процессе эксплуатации и дальнейшего износа накладок снова возникает нехватка длины штуцера для регулировки, необходимо тормоз разобрать и повернуть кулаки, вокруг собственной оси на 180°.
При этом, благодаря несимметричности кулака относительно оси его стержня, колодки тормоза устанавливаются в положение, при котором будет скомпенсирован износ накладок по диаметру на 3 мм.
Если износ меньше указанного, то поворот кулака преждевременен и приведет к тому, что колодки в собранном тормозе не войдут в тормозной барабан колеса. Не исключены случаи, когда поворот кулака на 180° возможен без предварительной перестановки рычагов.
Дополнительная компенсация износа накладки при необходимости может производиться посредством подкладки регулировочных шайб одинаковой толщины между толкателями и их опорами в диске тормоза (запасные шайбы завод не дает).
Сборка тормоза производится в такой последовательности:
Повернуть каждый рычаг по часовой стрелке до упора колодок в тормозной барабан колеса.
Вывинчивая или завинчивая тягу в вилку, отрегулировать расстояние между центрами отверстий вилок так, чтобы палец, сеодиняющий вилку с рычагом ведомым, свободно входил в отверстия рычага и вилки. При этом тяга должна ввинчиваться в вилку на величину не менее 5 мм. Со стороны, где нет контргайки, вилка должна быть навинчена на тягу до конца резьбы.
Законтрить тягу в вилке, соединить тягу с рычагом ведомым, зашплинтовать. Завести, пружину возвратную. При соблюдении приведенных выше правил сборки будут созданы необходимые условия для надежной работы тормоза за счет одновременного прижима обеих колодок к тормозному барабану колеса. При сборке тормоза необходимо колодки устанавливать на их прежние места. В противном случае нарушится приработка и на время ухудшится эффективность тормоза.
Необходимо также обратить внимание, на какие поверхности кулака опирались колодки, так как поверхности кулака несимметричны относительно оси его вращения. Обе колодки должны опираться на плоскости кулаков, одинаково смещенные относительно стержня. Регулировка тормоза в процессе эксплуатации производится по мере надобности посредством выворачивания регулировочного штуцера, как указано выше.
После окончания регулировки штуцер должен быть законтрен. Регулировать тормоз надо так, чтобы вывешенное колесо свободно вращалось без затирания о колодки и при торможении достигалась требуемая эффективность и удобство захвата рычага рукой.
В целях безопасности пробу эффективности тормоза следует производить на небольшой скорости.
Смазка производится в соответствии со сроками технического обслуживания.После промывки и смазки излишки смазки должны быть удалены, чтобы предотвратить замасливание накладок.
На рис. 2 представлена конструкция тормоза заднего колеса. Тормозные колодки 8 опираются сферическими гнездами на головки толкателей 2, а нажимными площадками — на кулак 5. Кулак имеет паз, в который установлен уравнитель 6. При повороте кулака с уравнителем колодки прижимаются к тормозному барабану.
По мере износа тормозных накладок зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном колеса увеличивается. Чтобы поддержать зазор в необходимых пределах, в тормозе предусмотрен компенсатор износа в виде конуса 1. Конус по мере надобности заворачивается (с наружной стороны) и раздвигает толкатели 2, которые, приближают тормозные колодки к барабану и кулаку с уравнителем. Для фиксации положения конуса на его поверхности предусмотрены продольные канавки, в которые входят толкатели под действием пружин 9, стягивающих тормозные колодки.
Необходимость регулировки тормоза определяется по величине свободного хода конца педали.
Свободный ход считается нормальным, если он не превышает 35 мм. Если свободный ход больше 35 мм, то необходимо ключом с зевом 8 мм повернуть выступающий квадрат регулировочного конуса, как показано на рис. 4, по часовой стрелке на один или несколько фиксируемых интервалов, которые ощутимы по усилию заворачивания.
Рис. 2. Тормоз заднего колеса
При этом длина задней тяги должна быть отрегулирована, как указано ниже.
Регулировка длины тяги тормоза заднего колеса производится при ее, установке на мотоцикл, а также при ремонтных работах. Длина передней тяги не регулируется.
Регулировка производится при снятом колесе и прижатой снизу вверх педали заднего тормоза к подножке в таком порядке: рычаг 10 (рис. 3) повернуть в сторону тяги 8 и вывести гайку 11 из рычага; завинчивая или свинчивая с тяги 8 гайку 11, установить зазор между гайкой 11 и осью 9 рычага в пределах 0,5—1 мм. Утопание резьбовой части тяги в гайке не допускается; при необходимости освобождается контргайка вильчатого наконечника и в небольших пределах за счет ввертной части наконечника с тягой выдерживается рис.3 и 4
длина тяги, после чего вильчатый наконечник закрепляется контргайкой.
Действие тормозов проверяется в движении.Тормозная система считается исправной при тормозном пути, не превышающем величину, соответствующую техническим данным. |