|
Механизм газораспределения служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры двигателя и выпуска из них отработавших газов в соответствии с диаграммой газораспределения.
Диаграмма газораспределения показывает продолжительность процессов рабочего цикла двигателя (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
Рабочий цикл двигателя — это совокупность процессов, периодически повторяющихся в определенной последовательности. Работа механизма газораспределения должна быть согласована с работой кривошипно-шатунного механизма. Если механизм газораспределения собрать произвольно, то детали двигателя будут вращаться, клапаны будут открываться и закрываться, но двигатель работать не будет, так как впуск смеси и выпуск отработавших газов не будут согласованы с движением поршней в цилиндрах. Устройство механизма газораспределения показано на рис. 2.9.
От коленчатого вала через зубчатые колеса получает вращение распределительный (или кулачковый) вал, в результате чего его кулачки в определенной последовательности воздействуют на толкатели, которые перемещают штанги. Штанги поворачивают двуплечие рычаги — коромысла, а те, преодолевая усилие пружин, открывают клапаны. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачки перестают давить на толкатели, усилия на клапаны от толкателей не передаются, и под действием пружин клапаны закрываются. Одновременно с закрытием клапанов под действием пружин занимают исходное положение и остальные детали: коромысла, штанги, толкатели.
Ряд деталей механизма газораспределения, в частности клапаны, совершают возвратно-поступательное движение со значительными ускорениями. При этом в механизме газораспределения возникают довольно большие силы инерции. При частоте вращения двигателя более 6500 мин-¹ силы инерции могут быть настолько велики, что вызовут нарушение кинематической связи звеньев механизма между и кулачком и клапаном, изменение закона движения клапана от определенного профилем кулачка и, как следствие, соударение клапанов. В результате повреждаются оба клапана и нередко поршень, цилиндр и головка цилиндра. Поэтому в процессе эксплуатации важно не превышать установленные для двигателя максимальные частоты вращения.
Так как тахометра на мотоциклах ИМЗ нет, о частоте вращения коленчатого вала можно судить по показаниям спидометра. Частоте вращения 5000 мин-¹ будут приблизительно соответствовать скорости: на 1-й передаче — 36 км/ч, на 2-й передаче — 57 км/ч, на 3 передаче 76 км/ч, на 4-й передаче— 100 (км/ч). При этом следует учесть, что неточность в эти соотношения вносит несоответствие давления шин, погрешности показаний спидометра и ряд других факторов.
Для согласованного движения поршней и клапанов зубчатые колеса привода распределительного вала устанавливают по меткам, которые наносят на их торцы. При переборке механизма газораспределения мотоцикла Урал на это надо обратить внимание. Для уменьшения шума и динамических нагрузок на привод механизма газораспределения в процессе работы двигателя зубчатые колеса выполнены косозубыми. Для обеспечения оптимального зазора в зацеплении зубчатые колеса делят попарно на группы. При замене их надо подбирать в соответствии с группой картера, которая назначается в зависимости от межосевого расстояния отверстий привода газораспределения.
Индекс комплекта зубчатых колес наносится электрографом на их торцы, а группа картера выбивается в районе генератора справа (рис. 2.10, 2.11).
При правильном подборе зубчатых колес на новом двигателе боковой зазор должен быть в пределах 0.01—0.12 мм (рис. 2.12), а у изношенного двигателя не должен превышать 0,3 мм.
На всех моделях двигателей вплоть до М67-З6 применялись плоские толкатели. На последней модели ИМЗ-8.103 внедрены вращающиеся толкатели, которые более долговечны, не требуют частой регулировки зазоров в механизме газораспределения. Вращающиеся толкатели можно устанавливать на двигатели предыдущих моделей, но только в комплекте, с соответствующим распределительным валом. |