Боковой прицеп (коляска) мотоцикла Урал
УСТРОЙСТВО БОКОВОГО ПРИЦЕПА
Боковой прицеп состоит из рамы, колеса с подвеской и кузова. Рама прицепа трубчатая замкнутая сварная. Для нее используются трубы из стали 35 размером 50 Х 3. Применение труб такого большого сечения придает плоской раме большую жесткость и обеспечивает мотоциклу хорошую устойчивость и управляемость. Рама коляски крепится к раме мотоцикла Урал в четырех точках: внизу двумя цанговыми зажимами, вверху— двумя стойками. Задний цанговый зажим крепится к раме коляски с помощью клеммного соединения (труба заднего цангового крепления устанав ливается внутрь трубы рамы коляски и фиксируется стяжным болтом). За счет этого заднее цанговое крепление можно вдвигать в раму или выдвигать из рамы коляски, при этом будет изменяться угол установки колеса коляски относительно колес мотоцикла, что используется при регулировке схождения колес мотоцикла и коляски.
Заднее цанговое крепление может поворачиваться относительно рамы коляски. При этом будет изменятся высота рамы и кузова коляски относительно земли, но, что более существенно, одновременно будет меняться и межосевое расстояние между передним и задним цанговыми креплениями. Если межосевые расстояния у цанговых креплений коляски и шаровых опор на раме мотоцикла будут разными, то при креплении коляски к мотоциклу в раме мотоцикла и в раме коляски могут возникать большие внутренние напряжения. При этом передняя труба рамы коляски будет испытывать значительный изгиб в районе кронштейна крепления передней стойки. Кроме того, от самой стойки на раму коляски передаются значительные усилия, поэтому трещины на раме коляски обычно появляются как раз около кронштейна крепления передней стойки. Следовательно, при регулировке высоты коляски относительно земли необходимо обращать внимание на соосность узлов крепления мотоцикла и коляски. Колесо прицепа установлено на оси маятникового рычага, который крепится к раме с помощью двух сайлент-блоков, аналогичных сайлент-блокам маятника заднего колеса. Амортизатор колеса коляски, (пружинно-гидравлической) и амортизатор задней подвески взаимозаменяемы.
Колесо устанавливают на консольную ось (т. е. с односторонней опорой) в отличие от двухопорных осей переднего и заднего колес. На раму устанавливают кузова различных типов: пассажирские (два варианта), грузовой, специального назначения. В настоящее время наибольшее распространение получил пассажирский кузов, сваренный из листовых гнутых заготовок. Такой кузов имеет умеренную стоимость и высокую ремонтопригодность. В деталях кузова нет заготовок, получаемых глубокой вытяжкой, а используются только гнутые заготовки, поэтому при значительных повреждениях кузова поврежденный участок не рихтуют, а удаляют и заменяют заплатой из стального листа с последующей шпаклевкой и покраской. Такая конструкция особенно удобна в условиях бездорожья. Однако определенный круг людей использует мотоциклы в населенных пунктах, в оживленных местах отдыха, где внешний вид мотоцикла играет не последнюю роль. Для таких мотоциклистов разработан городской вариант мотоцикла ИМЗ-8.103.10, который имеет более элегантный кузов коляски, новый щиток переднего колеса и ряд других изменений в отделке. Стоимость такого мотоцикла выше.
Для сельских жителей предназначен мотоцикл с грузовой коляской ИМЗ-8.503, выполненный на базе мотоцикла ИМЗ-8.103—10. Вместительный кузов позволяет перевозить грузы общей массой до 150 кг. Важным достоинством такого мотоцикла является то, что грузовой и пассажирский кузова взаимозаменяемы. В разгар хозяйственных работ можно установить грузовой кузов, для прогулок, отдыха — пассажирский. В модели ИМЗ-8.103 и во всех ее модификациях предусмотрен тормоз колеса коляски (рис.1). Устроен тормоз следующим образом. К рычагу оси колеса коляски приварен фланец, к которому тремя шпильками крепится крышка тормоза с тормозными колодками. Колодки разжимаются кулачком (аналогичным кулачку заднего тормоза), который поворачивается рычагом и тягой привода заднего тормоза. Регулировка тормоза осуществляется барашком, как и на тормозе заднего колеса. Для привода тяги под рамой коляски расположен вал с двумя рычагами. Специальный палец педали заднего тормоза поворачивает один (левый) рычаг и вал. Второй рычаг при повороте перемещает тягу и обеспечивает торможение. Длины рычагов подобраны так, что эффективность тормоза коляски меньше, чем эффективность заднего тормоза (пропорционально нагрузке на колесо коляски и на заднее колесо).
Для того чтобы при колебаниях рычага оси колеса коляски не происходило затормаживания колеса, ось крепления тяги к рычагу привода на валу Должна совпадать с осью качания рычага оси. Для этого кронштейны крепления рычага оси необходимо удлинить. Таким образом, рама коляски и рычаг оси колеса у мотоциклов с тормозом колеса коляски и без него не взаимозаменяемы. Не рекомендуется для оборудования мотоциклов ранних моделей самостоятельно изготавливать тормоз колеса коляски, поскольку в случае нарушения требуемой кинематики процесс торможения может стать неконтролируемым.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ БОКОВОГО ПРИЦЕПА МОТОЦИКЛА УРАЛ
В процессе эксплуатации мотоцикла с коляской надо следить за величиной развала и схождения колес. Развал означает, что мотоцикл отклонен от вертикали влево («развален»), схождение — что плоскости колес мотоцикла и колеса коляски пересекаются (сходятся) впереди. В процессе движения заднее колесо создает тягу, направленную вперед, а колесо коляски создает силу сопротивления качения, направленную назад, вследствие чего возникает момент, поворачивающий мотоцикл вправо, для компенсации которого и устанавливают
схождение. При этом колесо коляски стремится уехать относительно мотоцикла влево и создает увод мотоцикла вправо. Однако, устанавливать большое схождение нельзя, так как при прямолинейном движении мотоцикла колесо коляски движется под углом к направлению движения, и возникает скольжение колеса относительно дороги, вызывающее повышенный износ шин. Для компенсации увода мотоцикла Урал вправо кроме схождения используют развал колес, за счет которого руль стремится повернуться влево и компенсирует увод мотоцикла вправо без вмешательства водителя. Большой развал нежелателен так же, как и схождение: появляется односторонний износ шин (слева больше чем вправо) и увеличивается вероятность отрыва колеса коляски и опрокидывания. Взаимное положение мотоцикла и коляски приближенно показано на рис. 2.
Регулировка схождения и развала. Для регулировки схождения мотоцикл надо установить на ровную площадку, приложить к колесам бруски и произвести замер схождения. Колеса при этом не должны иметь осевое биение более 2 мм. Если колесо имеет значительное биение, его надо заменить исправным (запасным, передним или задним). В случае невозможности замены колеса надо выполнить два замера, повернув колесо на 180°, и найти среднее значение которое и будет соответствовать схождению. Регулируется схождение перемещением заднего цангового крепления при ослабленном стяжном болте. Если цанговое крепление выдвигать — схождение увеличится, если вдвинуть в трубу рамы — схождение уменьшится.
При регулировке схождения изменяется расстояние между точками крепления стоек, поэтому хотя бы одну из них (заднюю) надо отсоединить. При регулировке развала надо обратить внимание на то, чтобы осевое биение переднего колеса не превышало допустимого. В противном случае, как и для колеса коляски, надо сделать два замера, повернув колесо на 180°. Среднее значение покажет величину развала. При регулировке развала устанавливают необходимую длину стоек, выворачивая регулировочные вилки. Затем вилки необходимо законтрить. Если пренебречь тщательным регулированием длины стоек, то их все же удается соединить с рамой. Однако после затягивания контргаек зазоры в резьбе вилок исчезнут, длина стоек изменится, и возникнут дополнительные напряжения в раме, приводящие к трещинам. Правильность регулировки развала и схождения окончательно проверяется при движении по ровной дороге. Поскольку дороги обычно имеют уклон в поперечном сечении влево и вправо, то при проверке желательно ехать посредине дороги, выбрав участок с малой интенсивностью движения. Хорошо отрегулированный мотоцикл должен без усилий, прилагаемых водителем к рулю, сохранять прямолинейное движение (можно даже отпустить руль, если вблизи нет другого транспорта; при этом поддерживать исходную мощность двигателя, так как если сбросить газ, пропадет тяга на заднем колесе и мотоцикл уведет влево).
Ранее было отмечено, что на схеме указаны при ближенные значения развала и схождения, так как они зависят от условий эксплуатации. Если, например, водитель едет с одним пассажиром сзади, то задняя подвеска сожмется сильнее, а подвеска коляски меньше, при этом развал увеличится и мотоцикл, «поведет» влево. Если же одного пассажира посадить в коляску, то сильнее сожмется подвеска коляски развал умёньшится, да и сопротивление качения колеса коляски увеличится — мотоцикл «поведет» вправо. «Увод» мотоцикла возможен и при движении по дорогам с поперечным уклоном. Например, при движении по правой стороне большинства дорог мотоцикл наклоняется вправо. Это аналогично уменьшению развала, что приводит к «уводу» вправо. Выбирать значение развала и схождения следует, исходя из наиболее вероятных условий эксплуатации (способа загрузки, характера дорог, режима движения).
Правильность выбора проверяют в движении. Регулировка тормоза колеса коляски. Поскольку тормоза заднего колеса и колеса коляски приводятся одной педалью, синхронность их срабатывания и пропорциональность распределения тормозных усилий зависит от правильной регулировки. Сначала регулируют величину свободного хода привода заднего тормоза при открученном барашке тормоза колеса коляски. Далее регулировку желательно проводить вдвоем. Один человек нажимает на педаль заднего тормоза, выбирая свободный ход, второй — заворачивает барашек тормоза коляски, проверяя одновременно наличие свободного хода рычага, установленного на кулачке. Барашек надо закручивать до тех пор, пока рычаг кулачка можно будет отвести от барашка вперед на 1—2 мм. Качество регулирования проверяют при торможении в движении. При торможении без юза мотоцикл должен сохранять прямолинейное движение. При затормаживании же до юза заднего колеса, до юза должно тормозиться и колесо коляски.
У тормозов мотоцикла «Урал» есть одна особенность: при частом торможении (например, при движении в горах) колодки нагреваются и расширяются, при этом уменьшается свободный ход, причем задний тормоз нагревается интенсивнее. Естественно, что свободный ход на заднем тормозе уменьшается больше, чем на тормозе коляски, и последний становится малоэффективным. Восстановить эффективность тормоза коляски можно, уменьшив свободный ход подкручиванием барашка. Однако при возврате к нормальным условиям эксплуатации необходимо вернуть барашек в исходное положение.
РЕМОНТ БОКОВОГО ПРИЦЕПА МОТОЦИКЛА УРАЛ
Основными дефектами бокового прицепа являются трещины рамы коляски, изгиб оси колеса, вмятины на кузове. Трещины на раме коляски обычно возникают около кронштейнов крепления стоек и бывают преимущественно поперечными. Поврежденное место надо заварить, используя накладки. Швы должны быть продольными или диагональными. Изгиб оси колеса коляски обычно происходит вследствие сильного удара при наезде на крупное препятствие пли вследствие перегруза коляски. Ввиду больших нагрузок ось колеса коляски изготавливают из легированной стали 30ХГС, подвергают термообработке, а наиболее нагруженное место дополнительно упрочняют наклепом. Изогнутую ось необходимо заменить новой заводского изготовления.
Заменять ось самодельной или выправленной недопустимо, так как такая ось быстро разрушится со всеми вытекающими отсюда последствиями. При снятии пришедшей в негодность оси нельзя опирать рычаг оси на кронштейн крепления амортизатора во избежание повреждения последнего. Следует удалять ось, установив рычаг оси в специальное приспособление. Можно рекомендовать еще один очень простой, но довольно эффективный способ взяв рычаг около сайлент-блоков, сильно ударить несколько раз осью (как молотком) о массивный металлический предмет (например, наковальню, станину какого-либо станка и т. л.). Обычно этого бывает достаточно для удаления оси. Надо только следить, чтобы при ударах оси не было сколов металла, иначе может быть травма. Удалять втулку сайлент-блока крепления амортизатора отдельно не надо, так как ось сама вытолкнет ее.
Запрессовывают новую ось с помощью пресса или массивного молотка. Рычаг при этом упирают в основание с отверстием диаметром 25—26 мм. После запрессовки оси надо будет установить сайлент-блок крепления амортизатора. Для этого необходимо: 1)в кронштейн рычага установить резиновую втулку; 2)изготовить направляющий наконечник — «пульку», например из дерева (рис. 3); 3) установить пульку в металлическую втулку; 4) смазать пульку, металлическую втулку и внутреннюю поверхность резиновой втулки маслом; 5) вставить пульку в резиновую втулку и ударом молотка по металлической втулке запрессовать ее в резиновую втулку; 6) выступающий конец пульки обломать отверткой или другим предметом, а затем удалить остатки пульки.
Способ ремонта вмятин на кузове коляски мотоцикла Урал выбирают в зависимости от характера вмятин. Небольшие вмятины рихтуют, используя поддержки различной кривизны. Лучше привлечь для этой цели специалиста. Если отрихтованная поверхность имеет мелкие неровности, их нужно зашпаклевать, зачистить и закрасить. Обширные вмятины ремонтируют с помощью заплат. Поврежденное место можно удалить, но можно и оставить. К нему прикладывают лист тонкого железа, выгибают его по контуру, прижав к кузову коляски, и размечают контур заплаты. Затем зачищают место установки заплаты и припаивают заплату, предварительно вырезанную по контуру, к кузову. Место пайки зачищают и красят. Если вмятина находится на стыке двух панелей, то устанавливают две заплаты и место стыка заплат пропаивают. Приваривать заплаты не рекомендуется, так как при газовой сварке листовой материал сильно коробится, а элёктросваркой легко прожечь металл и кузова и заплаты.