Коляска мотоцикла днепр
Мотоцикл предназначен для эксплуатации с коляской. Коляска — одноместная, с рычажной подвеской колеса на пружинно-гидравлическом амортизаторе. Кузов коляски — пассажирского типа, металлический, сварной. Он оборудован мягким сиденьем, состоящим из двух пружинных подушек (сиденья и спинки). Откидная легкосъемная спинка сиденья открывает доступ к багажнику. Для того, чтобы открыть багажник, необходимо нажать на кнопку замка, расположенного на спинке сиденья. Замок можно запереть при помощи ключа. На внутренней левой боковой стенке багажника имеются кронштейны для крепления насоса. Кузов коляски крепится к передней трубе рамы двумя скобами с резиновыми подушками. Задняя часть кузова крепится к двум резиновым рессорам, укрепленным на кронштейнах задней трубы рамы.
Для ограничения колебаний кузова в задней части рамы установлен стержень упора с резиновым буфером. Для предохранения амортизатора от очень сильных ударов при езде с полной нагрузкой по плохим дорогам на правой продольной трубе рамы коляски установлен ограничитель хода амортизатора с резиновым буфером, принимающим на себя удары при крайнем отклонении несущего рычага колеса вниз. Коляска присоединяется к мотоциклу Днепр в четырех точках (рис. 1).
Две нижние точки крепления представляют собой цанговые шарниры (рис. 2),
охватывающие шаровые кронштейны рамы мотоцикла. Задний цанговый шарнир смонтирован в кронштейне, который крепится к раме коляски двумя стяжными болтами, При отпущенных стяжных болтах кронштейн может быть повернут или выдвинут из трубы рамы коляски. Верхнее крепление состоит из двух тяг, регулируемых по длине. Тяги имеют шарнирное соединение с ушками рамы коляски и с кронштейнами рамы мотоцикла. Колесо коляски устанавливается консольно на оси в рычаге, шарнирно укрепленном на раме. Вертикальные колебания колеса гасятся унифицированным пружинно-гидравлическим амортизатором. Амортизатор устанавливается на дуге рамы и несущем рычаге колеса на резиновых втулках-шарнирах. Рычаг подвески колеса соединяется с рамой при помощи резиновых втулок-шарниров, унифицированных со втулками подвески заднего колеса мотоцикла. Мотоцикл с правильно установленной коляской легко управляем и не отклоняется от заданного направления движения (при этом износ покрышек шин будет минимальным).
Установка коляски мотоцикла Днепр
Коляска должна быть установлена по отношению к мотоциклу в строго определенном положении. Это положение определяется развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Если мотоцикл в движении уводит в ту или другую сторону и происходит интенсивный износ протектора шин, нужно проверить схождение и развал колес. Проверка производится на ровной горизонтальной площадке. Схождение колес мотоцикла и коляски проверяют при помощи двух прямых брусков длиной 2000—2100 мм, приложенных к боковой плоскости колес на высоте 90—100 мм. При этом переднее колесо должно быть выставлено строго продольно оси мотоцикла и зафиксировано амортизатором руля.
Величина схождения колес на длине базы мотоцикла должна быть 10 мм, т. е. расстояние между брусками на линии оси переднего колеса должно быть на 10 мм меньше, чем расстояние на линии оси заднего колеса (рис. 3).
При регулировке следует отсоединить наклонные тяги крепления коляски к мотоциклу, отпустить два стяжных болта, зажимающих кронштейн крепления коляски и, вдвигая или выдвигая его из задней трубы рамы, подобрать нужное схождение колес. После этого стяжные болты надежно затянуть.
Угол наклона мотоцикла относительно вертикальной плоскости (угол развала) должен быть равен 2°. Наклон мотоцикла проверяется уровнем, транспортиром с отвесом или отвесом с линейкой. Наиболее простой и удобный способ замера угла наклона в условиях эксплуатации — способ с применением отвеса и линейки (рис. 4).
Отвес закрепляется на левом кронштейне щитка заднего колеса, так, чтобы нить отвеса свободно провисала ближе к центру корпуса колеса, но не касалась оси колеса. Линейкой замеряют расстояние между нитью отвеса и ребордой обода колеса в верхней точке А. Затем колесо поворачивается на 180° и замеряется расстояние между нитью и ребордой в нижней точке Б. Определяющая угол наклона мотоцикла разница замеров при правильной установке должна быть в пределах 10—15 мм, что соответствует примерно 2° наклона.
Для регулировки развала колес необходимо отклонить мотоцикл от коляски на требуемый угол и, вывинчивая или завинчивая вилки, подобрать такую длину тяг, при которой вилки свободно соединились бы с кронштейнами рамы мотоцикла Днепр. При правильно отрегулированном развале колес мотоцикл при движении на ровном участке дороги не должен отклоняться в сторону