Реле - регуляторы напряжения (далее РР) для автомобилей ВАЗ, особенно ранних выпусков бывает достаточно трудно найти в продаже. Хотя мне лично пришлось столкнутся с проблемой покупки реле-регулятора на автомобиль ВАЗ-21213, на котором был установлен достаточно “молодой” генератор 317.3701, где реле-регулятор располагается непосредственно на щеточном узле. Тогда - то и родилась идея, о замене штатного РР на широко распространенное интегральное реле-регулятор Я112Б, которое выдерживает ток возбуждения до 5А. Что более чем в 2 раза превышает ток возбуждения РР 121.3702 или подобного, устанавливаемого на автомобили ВАЗ. Данное обстоятельство говорит в пользу Я112Б, так как возрастает надежность и уменьшается вероятность отказа. А низкая цена и доступность только подтверждают данный выбор. Перед заменой реле - регулятора, необходимо выполнить несложную доработку Я112Б. Для этого нам понадобится паяльник и отрезки изолированных проводов. Если предполагается замена РР 121.3702 или подобного, расположенного под капотом, то желательно иметь два отрезка провода длинной 7 -10 см., с плоскими штырьками, подобными штырькам штатного РР. В случае замены РР, расположенного на щеточном узле, штырьки не нужны. Итак, приступим. Меняем РР 121.3702 или аналогичное. Я112Б изготавливается в виде квадратного корпуса на металлическом основании, с 4-мя полюсами в виде контактных площадок со сквозными отверстиями, обозначенные буквами "Б", "Д", "Ш" и "С" . К этим контактным площадкам мы и будем подключатся. В начале, паяем перемычку между площадками "Б" и "Д", и к "Д" также паяем отрезок провода со штырьком. Второй штырек паяем к площадке Ш. "С" - должна остаться свободной . На этом доработка реле закончена, остается лишь закрепить и подключить. Крепим новое реле на место старого, при помощи одного винта с шайбой, через отверстие в площадке "С". При этом необходимо обеспечить надежный контакт между металлическим основанием прибора и “массой” автомобиля. Если Вы закрепите реле при помощи винта и металлической шайбы, закоротив при этом на “массу” площадку "С", реле будет работать в режиме “зима”. В случае применения изоляционной шайбы, реле будет работать в режиме “лето”. Как показала практика, предпочтительней первый вариант при круглогодичной эксплуатации. Подключаем к выводу "Д" провод "+", ранее подключенный к клемме 15 ("+") штатного РР. Как правило – это толстый оранжевый провод. К выводу "Ш" подключаем провод (чаще всего белый) , ранее подключенный к клемме 67 ("Ш") штатного реле. На этом работа заканчивается, можно запускать двигатель. С заменой реле-регулятора, установленного непосредственно на щеточном узле генератора, дела обстоят несколько сложнее. Рекомендую производить замену такого реле, только в случае крайней необходимости. Прежде всего, необходимо снять генератор, открутить защитный кожух и извлечь щеточный узел. Далее аккуратно выпаеваем неисправное реле. К площадкам "Б", "Д" и "Ш" Я112Б паяем отдельные отрезки проводов, длинной 10 - 15 см. Крепим реле непосредственно на генераторе или защитном кожухе через отверстие в площадке С и подключаем к выводам щеточного узла в следующем порядке: Для генератора 9412.3701; - вывод "Б" к клемме "В+" генератора; - вывод "Д" к выводу "D+" щеточного узла; - вывод "Ш" к выводу "D" щеточного узла. Для генератора 371.3701; - вывод "Б" к выводу "Б" щеточного узла; - вывод "Д" к выводу "В" щеточного узла; - вывод "Ш" к выводу "Ш" щеточного узла. Далее собираем и устанавливаем генератор. Запускаем двигатель, проверяем работу реле-регулятора. Вместо Я112Б можно использовать аналогичные РР, на соответствующее напряжения. Необходимо только учитывать что обозначения контактных площадок может отличатся. Вместо Б стоит буква "В", а вместо "С" – "Р". Данный способ применялся и для замены громоздких и устаревших РР-132, устанавливавшихся на грузовых автомобилях «ГАЗ», «ЗИЛ», «МАЗ», «КАМАЗ» и показал отличные результаты. В этом случае, схема подключения соответствует описанной выше, как при замене РР 121.3702. Удачи Вам.